Форум » Вопросы » Перкунас часть 2 » Ответить

Перкунас часть 2

Древослав: "Выбирая Богов, мы выбираем судьбу" Вергилий Дабы продолжить тему о чуждом, даже для балтов, Перкунсе (или не более близком, чем Христос – кому как нравится), ещё один материал на тему. Очень важным является обличение ошибочной идеи о том, что культ Перкунса у балтов (и у пруссов, в частности) является наследием индогерманской (или, как сейчас говорят, индоевропейской) общности. Этот вопрос может и не возник бы вовсе, если бы книга хрониста Симона Грунау «Прусская хроника» (XVI в.) была переведена на русский язык. Но первоисточники для людей малодоступны из-за трудностей перевода. Учёные часто ссылаются на первоисточники, не переведённые полностью на русский язык, оперируя лишь вырванными из контекста цитатами, из-за чего проверить достоверность выводов учёных очень сложно. По счастью, наш единоверец из Литвы добыл литовский перевод (Yčas, Jonas. Simono Grunau XVI amžiaus kronisto reikalu. Kaunas, 1922) и перевёл интересующую нас информацию, выводами из которой мы с вами и делимся. Во-первых, наш предыдущий материал об этом (http://vk.com/soborbujan?w=wall-52363107_60), уже основные вопросы снял, но тему стоит раскрыть чуть шире. Захват Пруссии пришлыми с Кимбрии (Готланда) Видевутом и Брутеном произошёл в начале VI века. Брутен произвёл религиозную реформу (с его появлением Пруссия стала откровенно теократическим государством), не только учредив 3 новых культа, но и подмяв под себя всё традиционное прусское жречество. До Брутена верховных жрецов (со странным даже для самих балтов званием «Криве», означающим «кривой») не было, но были иные жрецы – вайделоты (вайдилы). Сама этимология слова «вайделот», помимо собственно балтской, со значением «знающий», может соотноситься и с русским (венедским) «вода» - вождь или «ведун» - «знающий» и также, вероятно, «тот, кто ведёт». Аналогичное слово встречается и в германских языках: Waidler, Waideler, waidlen, а так же имя Бога германцев Водана (из прагерм.*Wōđanaz), связанного с мудростью, предсказаниями и воеводством. Такая этимология прямо говорит о древности и исконности вайделотов (и подобных им жрецов), в противовес новому понятию «Криве», которое новые вожди принесли вместе с новыми богами. Слово же Кривайтис (полное именование верховного жреца – Криве Кривайтис) “Kyrvaido” дословно означает «глас божий», ибо по ночам Перкунс громом и молнией разговаривает с жрецом, а на утро жрец речёт волю бога. Брутен основал знаменитое святилище Ромове, установив в нишах огромного дуба три своих Бога, а у Перкунса даже вечный огонь учредил, пристроив вайделотов (изначально жрецов огня) служить ему, поддерживая пламя пред его капищем. Слово ромове/Romovė/Romow означает "чистое, святое место", а иное название Рикойта/Rikojote/Rickoyott восходит к "rikis" - «король, господин» и, видимо, является более поздним. Именно в этом месте Брутен объявил пришельцев и коренных пруссов единым «богоизбранным народом»: «…боги полюбили их землю и выбрали их народ, как любимый и верный…». Такие огромные дубы почитались по всей Европе с древнейших времён и, судя по примеру Брутена, их почитание непосредственно с культом аналогичным Перкунсу не связано, т.к. нет данных о том, что он кого-то заменял – дуб почитался сам по себе. С другой стороны, использование уже почитавшейся при вайделотах святыни с новым смыслом прекрасно известно нам по истории реформы князя Владимира Крестителя. Владимир в Новгород внёс Перуна «на копьях»: «В лѣто 6488 [980]… Володимиръ же посади Добрыню в Новѣгородѣ, уя своего. И пришед Добрыня къ Новугороду, постави Перуна кумиръ над рѣкою Волховомъ, и жряху ему людие новгородстѣи акы богу…» Новгородская первая летопись мл. извода, (XI в.). Воины Добрыни капище Рода извлекли из земли и в ту же лунку поставили капище Перуна. Капища Рожениц не тронули. Замена Рода на Перуна прекрасно известна археологам: диаметр капища Перуна оказался меньше предыдущего капища Рода, что и обнаружилось при раскопках 1951-1952 гг. под руководством академика Седова. То есть, намечается уже серия религиозных реформ , связанных с появлением нового «главного бога» - громовержца, относящаяся отнюдь не ко времени появления в Европе индоевропейцев, а ко времени великого переселения народов – в случае с пруссами, и ещё через 300 лет – уже на Руси, непосредственно перед крещением. Во-вторых, важный аргумент против «индоевропейского Перкунса» состоит в том факте, что у балтов в целом, и у пруссов в частности (что особенно важно), в начале н.э. были сильны культы, свойственные матриархату, что не может сочетаться с жёстким и патриархальным культом Перкунса, в силу свойственного этому культу замыкания всей религиозной жизни общества на себе. В доказательство можно привести культ Богини Солнца Сауле (и её дочерей), которая, к тому же, почитается женой Месяца. Вот пример хвалебной песни к Богине: Милая светлая Солнышко, Любимая доченька Дейвса, Где так долго задержалась, Где так долго задержалась, Где так долго живешь От нас далеко За морями, за горами? Я прячу сироток, Грею пастушков. Милая светлая Солнышко, Любимая доченька Дейвса, Кто разжигает тебе огонь, Кто утром, кто вечером, Кто стелет постель? Зоряница, Вечерница, Одна разжигает огонь. Зоряница, Вечерница, Другая стелет постель. Много у меня родственников, Много у меня даров. И ещё одна песня: Куда я поеду, братья Этим туманным утром? Я ищу, девушка, Своего коня, Без отца-матушки, Как бедный сирота. Светлая Солнце на небе - Это моя матушка, Светлый месяц на небе - Это мой батюшка, Светлые звезды на небе - Это мои сёстры, В пуще зеленые дубы - Это мои братцы, Светлая заря на небе - Это моя девушка. Солнышко идет Вокруг неба. Обойди ты, Солнышко, Вокруг неба, Посчитай, Солнышко, Все ли звездочки? Я уже их сосчитала, Одной только нет. Где самая светлая звездочка? Где она рано взошла, Где она рано зашла, Где поздно зашла? Это уникальное балтское представление о Солнце входит в явное противоречие с патриархальными представлениями других европейских народов о Богах Солнца, таких, как Ярило (кстати, присутствующий у балтов как «Йорья»), Святовит, Хорс, Луг, Дагда, Беленус, Аполлон, Бальдр и т.д. Это говорит о силе доиндоевропейских религиозных представлений (и, вероятно, соответствующих кровей) среди балтов. Любопытная ремарка: в современной Литве самый большой процент женщин – руководительниц в Европе. Реформу родовой памяти сделать в разы сложнее, нежели религиозную. Кроме того, важное свидетельство о религии пруссов содержится в фундаментальном труде Публия Корнелия Тацита ««О происхождении, расположении, нравах и населении Германии»» (I в.), где под именем «эстиев» фигурируют западные балты (в том числе пруссы). Вот этот отрывок: «Что касается правого побережья Свебского моря, то здесь им омываются земли, на которых живут племена эстиев, обычаи и облик которых такие же, как у свебов, а язык - ближе к британскому. Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов». В заключение, хотелось бы сказать, что мы ни в коем случае не пытаемся поставить под сомнение влияние индоевропейцев на формирование балтов, как таковое. Но, думаю, мы наглядно показали, что абсолютизировать это влияние – неправильно, а, тем более, приписывать сюда же Перкунса.

Ответов - 0



полная версия страницы