Форум » Вопросы » Помогите разобраться с камнем » Ответить

Помогите разобраться с камнем

Айода: Вообще-то, тема относится к разделу "Интересные места. Особенно для русских туристов". Но туристам туда забрести нелегко, поскольку даже местные жители мало осведомлены о капище... Суть, в общем: отличите правду от домыслов Камень, называемый Елесиной Богородицей Шорин М.В. «Культовые камни Приильменья (по материалам Новгородской области)» 1986 "Прежде всего, на непосредственную связь исследуемого культа с Велесом указываю названия камней, отражающие имя божества Елесина Богородица, Волос; или его зооморфные воплощения Медведица, Змеиный камень. Один из них, именуемый Елесина Богородица, расположен на берегу озера. Он представляет собой гранитную плиту размерами 1,8 х 1,6 х 0,7 м, от верхней части которой отколот большой кусок. Плита находится в центре ямы (3,2 х 2,8 м, глубиной до 0,9 м), стенки которой выложены булыжником. При расчистке культового сооружения в его западной части открылся вход, где ступенями уложены уплощенные камни. Но самая интересная находка обнаружена в кладке стены, это отбитый кусок плиты, на котором находится естественное углубление, имеющее явное сходство со следом человеческой стопы. Можно предположить, что в период борьбы с языческой традицией почитания, "след" был сколот, а сам камень закопан. Однако, население не смирилось с утратой святыни, камень откопали, стенки ямы укрепили булыжником, и культовое сооружение приняло современный вид. Почитание Елесина камня, как его иногда называют, возобновилось и сохранялось вплоть до середины нынешнего столетия. С камнем связана легенда об обретении на нем иконы Богородицы. На рис. показан камень Елесина Богородица, где 1 - дерн, 2 - материк, 3 - камни, 4 - отметки глубин В 50 м от исследованного сооружения расположен еще один камень, по форме напоминающий скульптурное изображение животного с четко смоделированной головой. Даже если этот камень имеет естественные преобразования, не исключено, что он использовался в культовых целях Дальше из книги «Священные камни и языческие храмы славян» В.А. Чудинова, где он ссылается на вышеупомянутый текст и дает свои комментарии "В данном случае я не уверен, что название Елесина Богородица обозначает камень Велеса; такое название может быть вполне приложимо и к камню Макоши, что требует дополнительного изучения. Кроме того, отсутствие отождествления П. Тарасенко Мокаса с Макошью, а также отсутствие упоминания о камнях Макоши у Зайковского и Шорина склоняет меня к мысли о том, что камни Макоши этим исследователям известны не были. История интересная, но, полагаю, что камень вряд ли кто-то откапывал, ибо подобно простым камням ледникового периода, ежегодно выкапываемым крестьянами на полях в районах древних ледниковых морен, где, несмотря на прошлогодние уборки, камни все равно вылезают из земли вновь, закопанный большой валун также со временем выйдет из земли. Почитание его как камня Богородицы - вторичное, христианское; а связь его с Велесом в имени "Елесина", возможно, свидетельствует о том, что он был маркером линий пересечения водных подземных ручейков. Но "след" в виде стопы (где человеческая и медвежья стопы не всегда различаются, ибо обычно имеют весьма приблизительный контур), свидетельствует скорее в пользу того, что перед нами камень Макоши. Предполагаемая нами принадлежность камня Макоши вполне согласуется с понятием Елесина Богородица. Если бы первого слова не было, а камень назывался бы просто Богородицей, можно было бы подумать, что он имеет отношение к славянской богине ДЕВЕ-ЖИВЕ. Но, поскольку Богородица (В)елесина, стало быть, камень посвящен богине Макоши. С другой стороны, интересно расположение камня. Одна сторона его, без углубления, покатая, смотрит на запад, другая, с выемкой - на восток, в сторону Велеса. Так что в самом деле, получается не просто Макошь, но Велесина Макошь, позже замененная на Богородицу. Возле камня со сторон прямого креста имеется вымостка, самая редкая со стороны Рода, погуще со стороны Макоши, из крупных камней и на некотором удалении от основного камня (видимо, тут возжигался огонь, хотя площадка для огня слишком маленькая) со стороны Перуна и, наконец, самая густая со стороны Велеса. Вход в святилище, судя по рисунку, был со стороны юга (точнее, юго-запада), так что вымощенное пространство вокруг основного камня можно считать храмом Рода, а сам камень - храмом Макоши, причем на севере есть намек на дополнительный проход к основному камню. Так что в данном случае перед нами не камень-святилище, а малое святилище с наружной каменной стеной вокруг храма Рода, тогда как камень Макоши-Велеса является храмом Макоши. Камень в 50 м от камня Елесина Богородица и мое чтение надписей В 50 м от исследованного сооружения расположен еще один камень, по форме напоминающий скульптурное изображение животного с четко смоделированной головой (см. рис.). Даже если этот камень имеет естественные преобразования, не исключено, что он использовался в культовых целях 46. На этом камне я читаю в прямом и обращенном цвете трижды слово ПЕРУНЪ , а также трижды слово МАКОШЬ . На мой взгляд, камень все-таки принадлежит Макоши. Если приглядеться, то слева, чуть левее рамки”д” видна большая буква М, около которой видны также К и (очень слабо) Ш. За это говорит таже небольшая голова и в целом небольшое тело камня, тогда как Перунов камень предполагает много больший размер. Полагаю также, что перед нами — жертвенный камень; за это говорит плоская вершина, хотя и покатая влево. Но лесные травы и цветы на такой поверхности спокойно удержатся. Кроме того, справа от рамочки “г” на темном фоне видна большая буква Ж, которую я принимаю за инициал слова ЖЕРТЕВЕННИК . Таким образом, даже беглый анализ выявляет наличие не менее 8 слов наиболее крупных надписей. Сам камень напоминает лежащего на левом боку человека (скорее женщину, чем мужчину) с прижатыми к телу коленями и с открытым правым глазом. Любопытно, что на периферии вытоптанной вокруг камня кольцевой дорожки также имеются мелкие камни. На ближайшем из них я читаю лигатуру как АЛЕКСЕЕВ — фамилию автора зарисовки." Реалии таковы: Елесин камень находится в лесу на холмистой полоске суши между двумя озерами. Конец, со сколотым концом "указывает" на дерево со следами удара молнией. Под камнем (и один в стенке) лежат несколько небольших камней, напоминающих метеориты. Вокруг кое-где выходят на поверхность каменные гряды. Слухи и легенды, к сожалению, не собрать - местных жителей осталось немного, а дачники ничего не знают. Добираться туда легче всего на лодке, пешком почти не дойти, да и не ездит туда никто. А ежели рядом окажешься, то не факт, что отыщешь и заметишь. Грубо говоря и название-то я случайно откопала в интернете. Оставим на совести Чудинова чтение надписей . Да и вообще этот второй камень. Достоверным кажется то, что слово "Богородица" появилось позднее. А вот как появилось название. Да и вообще, что он мог из себя представлять и к кому относился?

Ответов - 9

Айода:

Яросвет: А я на днях видео смотрел тоже про камень, не удержусь выложу: http://youtu.be/HqYPGtDrYAE

Древослав: Айода Про Макошь - пустая додумка - никаких фактов. Только слово "Богородица" прозвучало, так сразу Макошь... А ведь она не единственная Богородица. Так-то это скорее Лада. А может и вовсе дева Мария в чистом виде. Елесин - с большой вероятностью действительно Велесин. Странно только, что окончание "ин", а не "ов". Впрочем, яндекс выдал одноимённый отель в Чехии. Стало быть всё более-менее ровно. На прорисовке сбоку действительно похоже на медвежью морду - я сразу заметил, хотя выдумывать подобное не склонен. С другой стороны, на фотографиях никакой морды не видно. Чудинова - не комментирую))) Камень реально между двух озёр или всё-таки на берегу? И если есть 2 камня и при этом связь с Велесом - ищите третий! Он должен быть примерно на таком же расстоянии от центрального камня. По-хорошему 2 и 3 камни должны бы быть под холмом... странно, что 2 так близко к 1. И вот ещё что: наличие подхода прямо к камню свидетельствует о народном характере этого святилища, т.е. какого-то выраженного жреца у этого святилища никогда не было. Во-первых, везде к камням люди ходят сами и помогает им сам камень - напрямую. Во-вторых, в продвинутых храмовых комплексах никаких входов нет: есть граница, которую никто переступать не имеет права, кроме жреца.


Айода: Древослав, с озера виден только второй камень. Там холм с достаточно крутыми склонами и камень стоит словно на верхнем углу двух сторон - одна ведет к озеру, а другая спускается в болото. Если не учитывать перепада высоты, то он на расстоянии примерно 15 метров, то есть относительно на берегу. Елесин - 50 м от второго вглубь и чуть в сторону на верхушке этого же холма, но чуть ниже. Если судить относительно озер, то он в трети общего расстояния . Легче на карте показать))

Древослав: Айода Всё более-менее сходится. Ищите третий камень у второго озера. Можете по карте расчитать его примерное местоположение. Если найдёте - это будет система святилищ, известная как Род и Роженицы.

ВАРЯГ: Да, что-то и я морду пытался рассмотреть и ничего у меня не выходит.

ВАРЯГ: Яросвет пишет: А я на днях видео смотрел тоже про камень, не удержусь выложу: http://youtu.be/HqYPGtDrYAE Камень действительно интересный. Более информации у тебя о нем нет? Что-то изображенное на нем на создание мира походит. Там есть рыба. Есть яйцо. Есть древо. Интересный артефакт. И он там не один даже. Надо сроно отправлять экспедицию.)))))

Яросвет: Нет, больше информации нет. Вообще там район (Семилуки) интересный: 121 археологический объект, в том числе два городище и 70 поселений (к примеру на городище Чернышова: неукрепленное поселение эпохи бронзы иванобугорской (конец III тыс. до н.э.), воронежской (1 пол. II тыс. до н.э.) и катакомбной культур (1 пол. II тыс. до н.э.)) , куча разных каменных плит , даже Ванга про это местечко говорила Однажды, в разговоре с поэтом Сидоровым о его родном Воронеже, болгарская ясновидящая указала место на берегу реки Дон, где находилась древнерусская крепость и княжеская могила. Археологические раскопки подтвердили ее слова. Вот что описала Ванга: «Вижу холм. Вижу реку (речь шла о Доне). В России много святых мест. Этот холм тоже освящен. Здесь трижды бывал святой Сергий и трижды благословил его. На этом месте он воздвигнул крест. Тут растут целебные травы. Тут находится целебный источник». (В. Сидоров. Людмила и Ванга). Спустя 5 лет, в 1984 году, археологическая экспедиция под руководством профессора Пряхина обнаружила на этом холме развалины древнерусской крепости, а внизу, под холмом, действительно струился целебный родник».

ВАРЯГ: Я вот раньше все в Шотландию хотел. Теперь думаю по пути в Воронеж заскочить.



полная версия страницы