Форум » Вопросы » Цитатник » Ответить

Цитатник

Древослав: Предлагаю выладывать сюда все попадающиеся вам исторические цитаты из первоисточников (летописи, хроники, жития и т.п.), касающиеся Руси и русского язычества. При содействии общества Тризна.

Ответов - 50, стр: 1 2 3 All

Древослав: «Затем Хакон конунг поплыл на восток вдоль берегов Сканей и разорял страну, брал выкупы и подати и убивал викингов, где он их только находил, как датчан, так и вендов». Сага о Хаконе Добром, VIII

Лютомир: Въ лЂто 6695 [1187]. Поставленъ бысть архиепископъ новгородьскыи 7 Гаврила мЂсяця марта въ 29, на святого Варихисия, и приде Новугороду мЂсяця маия въ 31, на святого мученика Ермиа; и ради быша новъгородьци. Томь же лЂтЂ преставися игуменъ МоисЂи у святыя Богородиця Антонове манастыри, и поставиша на мЂсте его Волоса. Въ то же лЂто громъ бысть страшьнъ зЂло и мълния; прищьдъшмъ съ кресты от святыя София къ святому Михаилу и поющимъ 9 пЂснь, и шибе громъ и мълния, и падоща вси людье, и церкы загореся; нъ богъ своею милостию 8 и молитвами святого Михаила /л.48./ и не бысть беды церкви а 2 человЂка быста мьрътва. Въ то же время избьени быша печерьскеи и югърьскии 9 въ Печере, а другии за Волокомь, и паде головъ о сте къметьства. Томь же лЂтЂ бысть знамение въ солнци въ полъдни 10, и бысть яко мЂсяць, и съмерчеся, и по мале времени напълнися и пакы просвЂтися, мЂсяця септября въ 9. Въ то же лЂто выгнаша новгородьци \39\ князя Мьстислава Давыдовиця, и послаша къ ВсЂволоду Володимирю по Ярослава по Володимириця; и въниде въ Новъгородъ, и седе на столЂ мЂсяця ноября въ 20. Новгородская первая летопись старшего извода

Лютомир: Согласно Повести временных лет, народ Русь участвовал в призвании Варягов Руси. Далее цитата. рѣша . Русь . Чюдь [и] Словѣни . и Кривичи. всѧ землѧ наша велика и ѡбилна . а нарѧда в неи нѣтъ . да поидѣте кнѧжитъ и володѣти нами . и изъбращасѧ . г҃ . братьӕ . с родъı своими. [и] І поӕша по собѣ всю Русь . и придоша старѣишии Рюрикъ [сѣде Новѣгородѣ] К. а другии Синеоусъ на Бѣлѣѡзерѣ . а третии Изборьстѣ. Труворъ . [и] І ѿ тѣхъ [Варѧгъ] Л прозвасѧ Рускаӕ землѧ Новугородьци ти суть людьє Нооугородьци ѿ рода Варѧжьска . преже бо бѣша Словѣни. Лаврентьевский список ПВЛ


Лютомир: 844. Папа Григорий покинул земную жизнь и его наследником стал папа Сергий. И граф Бернард был убит Карлом. И Пипин, король Аквитании, сын Пипина, вместе с сыном Бернарда разбил войско Карла. И там же был убит аббат Гуго. В том же году король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл, остальные же [короли] пришли к нему и принесли клятву верности. Когда он ушел, они тотчас нарушили ее. После этого Лотарь, Людовик и Карл собрались в Диденхофене и, после совещания, расстались в мире. 845. В округе Вормсфельд дважды произошло землетрясение: первый раз в ночь на вербное Воскресение, второй раз в святую ночь воскрешения Христова. В том же году во многих местах язычники наступали на христиан, но из них было сражено фризами более 12 тысяч. Другая часть их устремились в Галлию, и там погибло из них более 600 человек. Однако Карл, по причине своей [военной] праздности, отдал им многие тысячи фунтов золота и серебра, чтобы они ушли из Галлии; что они и сделали. Несмотря на это, были разрушены очень многие святые монастыри, и они увели в плен многих христиан. В то время, когда это произошло, король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рорик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели. Ксантенские анналы, XI в.

Лютомир: «Тем временем, рутены, после того, как стало известно о вере и обращении штетинцев, и поскольку в христианстве они глубоко(надежно) укоренились (укрепились), отвратили себя от общества их(общения с ними), всю торговлю взаимную и предприятия торговцев разрывая от негодования, как-будто(словно) с народом другим по вере уже иметь связи в таких [делах] не должны. Они же (рутены) многократно многими проповедниками к вере призывавшиеся, снова никак не хотели обращаться(приходить к вере) , но в то время как одни из них верили, другие - не верили, а также живя по большей части по языческим обычаям, не позволяли всходить там семенам веры, словно через удушение тернием. Рутения же граничит с данами, и более того, Рутения должна подчиняться архиепископу данов. Но у народа, отвергающего веру католическую, излишним является, чтобы священники спорили о границах парафии(приходов). Рутены мало-помалу из-за возраставшей ненависти, начали открыто противостоять народу штетинскому, и сначала они прогоняли корабли их от берегов своих, а потом по постановлению общины врагами их объявили, Оттону епископу объявив – когда услышали, что с проповедью хочет идти к ним – чтобы он никогда не приближался к границам их. Они говорили, что он ничего не найдет у них, кроме тяжких мучений и верной смерти». Герборд, «Беседа о житии Отто Бамбергского»

Древослав: "Наконец, он так усмирил все варварские и дикие народы, что населяют Германию-между реками Рейном, Висулой, а также океаном и Данубием (народы те почти схожи по языку, но сильно отличаются обычаями и внешностью), что сделал их данниками. Среди последних самые замечательные [народы]: велатабы, сорабы, ободриты, богемцы; с ними Карл сражался в войне, а остальных, число которых гораздо больше, он принял в подчинение [без боя]." Эйнхард "Жизнь Карла Великого"

Яросвет: “ANNO DOMINI CCC LXXVII ODOACER REX RHUTHENORUM GEPPIDI GOTHI UNGARI ET HERULI CONTRA ECCLESIAM DEI SEVIENTES BEATUM MAXIMUCUM SOCIIS SUIS QUINQUA GINTA IN HOC SPELEO LATITANTIBUS OB CONFESSIONEM FIDEI TRUCIDATOS PRECIPITARUNT NORICORUM QUOQUE PROVINCIAM FERRO ET IGNE DEMOLITI SUNT”. Перевод: “Лета Господня 477. Одоакр, король рутенов, гепиды, готы, унгары и герулы свирепствовали против Церкви Божьей, сбросили со скалы блаженного Максима с его 50 товарищами, которые спасались в этой пещере, а провинцию Норик опустошили мечом и огнем”. Сохранившаяся до наших дней надпись датируется началом XVIв., однако, очевидно, она имеет более древние истоки. Итак, Одоакр, легендарный предводитель "северных варваров" в центральной Европе, низложивший последнего императора Западной Римской Империи Ромула Августула и господствовавший после этого в Италии, в надписи назван "королем рутенов". Источник

Древослав: Франкский хронист Адемар Шабанский пишет о русах рубежа X-XI вв.: «пришёл в Россию некоторый греческий епископ… и заставил их принять обычай греческий относительно рощения бороды и всего прочего».

Древослав: Ордерик Виталий "Церковная история": Leuticia... Deum... Guodenen et Thurum Freamque То есть Боги лютичей - Годан/Водан, Тор, Фрея. хотя по контексту похоже, что указаны просто главные Боги германцев,а не конкретно лютичей. Тем не менее любопытно. https://pp.vk.me/c617620/v617620796/1dbd9/qMTChk7DPD8.jpg

Древослав: Clement Adams (1519-1587), второй капитан экспедиции Ричарда Ченслора (Richard Chancellor), посетивший в 1553-1554 гг. Московское государство и оставивший записки с описанием своего путешествия. Сами записки именуются «Anglorum navigatio ad Moscovitas» и содержат любопытное наблюдение о языческом обряде то ли башкир, то ли булгар, то ли чудом уцелевших русов-идолопоклонников: «В областях, смежных с Татарами, живут Московитяне идолопоклонники, обожающие весьма славный у них идол, известный под именем золотой телицы (uitulae, uetulae, Бабы?). Когда угрожает им какое либо большое несчастие, как то: голод, война, моровая язва и проч., то они тотчас прибегают к оному и советуются с ним, следующим образом. Повергшись пред истуканом, сперва приносят ему свои мольбы; потом ставят по средине барабан, который избранные по жеребью окружают и кладут на него золотую лягушку. После сего бьют по барабану палкою, и к кому упадет лягушка, того немедленно убивают до смерти. Умерщвленный, неизвестно каким очарованием идола, оживши, изъясняет причины постигших бедствий. Умилостивя таким образом идола, они разходятся по домам, в надежде скоро избавиться от общего несчастия». Публикация записок 1838 года содержит несколько иной перевод этого интересного момента, а также некоторые наблюдения о религиозных особенностях московитян: «В смежности с Татарами живут идолопоклонники. Славный идол их называется золотою телицею. Если случится общественное бедствие, как-то; голод, война или язва; то они вопрошают идола следующим образом: народ повергается пред ним на землю и молится; по средине ставится тимпан; вкруг него ложатся, кому выпадет жребий; на тимпан кладут серебряную жабу, и по тимпану ударяют палочкой. На кого упадет жаба, того на месте убивают; - не знаю каким волшебством, - он тотчас оживает (!) и открывает причину бедствия. Таким образом идола умилостивливают и бедствие проходит. ... По мнению Русских, изваянных изображений Святых в храмах иметь не должно, потому что они покупаются у делающих кумиры. ... Нельзя пройти молчанием следующего обыкновения Русских: мертвому кладут в руки бумагу, на которой написано, что он Русский, исповедал Русскую Bеpy и в ней скончался. Нас они почитают только полухристианами, а себя истинными».



полная версия страницы