Форум » Вопросы » Цитатник » Ответить

Цитатник

Древослав: Предлагаю выладывать сюда все попадающиеся вам исторические цитаты из первоисточников (летописи, хроники, жития и т.п.), касающиеся Руси и русского язычества. При содействии общества Тризна.

Ответов - 50, стр: 1 2 3 All

Древослав: Быстро примчался Фоас этолиец; могучую пику Вырвал из персей фракийца и, меч обнажив изощренный, В чрево его посредине ударил и душу исторгнул; Сбруи ж похитить не мог: обступали героя фракийцы, Мужи высокочубастые, грозно уставивши копья. Ими, сколь ни был огромен, и крепок, и мужеством славен, Прогнан Фоас; и назад отступил, поколебанный силой. Гомер "Илиада", VIII в. до н.э.

Древослав: У самого Океана (обитают) ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен — круглые щиты, короткие мечи и покорность царям. Тацит

Древослав: "Отсекая головы на своих нечестивых алтарях, держат христианские чаши, полные человеческой кровью, и завывают ужасными голосами: "Достигли мы дня радости, побежден Христос, победил Прилегала [Припекала] победоноснейший!" Епископ Адельгот


Древослав: «Юр`я и Цмок» (то есть Ярило и Змей) «Даўно, даўно тое было - Кругом зямлi мора лягло. А ў моры тым жыў люты цмок, Штодня збiраў з людзей аброк. Давалi цмоку ды аброку - На кожны двор па чалавеку. Аддалi ўжо з кожнага двара, Прыйшла пара ды й на цара. - Цару, цару, прыбiрайся, Цi сам iдзi, цi жонку шлi! Жану сваю пашкадаваў, Дачку-красу к мору паслаў. Сiне мора хвалюецца, Цароўнай цмок любуецца. З сiня мора выплывае, З пашчы агонь выкiдае. Цароўначка спужалася, За бел камень схавалася. Аж скуль ўзяўся ды тут Юр'я, Пагнаў ў мора свайго каня. Прабiў цмока злотым кап'ём Рассек цмока вострым мячом (…)» Белорусский фольклор

Древослав: "Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется "кружением", а именно - в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севернее и прочих славян, которые являются пактиотами росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав" Константин Багрянородный

Древослав: «Радагайс, самый страшный из всех древних и теперешних врагов, внезапно напал и наводнил всю Италию... Он, как это в обычае у такого рода варварских племен, обещал всю кровь римского народа выпить в честь своих богов». Орозий, «История против язычников»

Древослав: «Предсказаниям и бросанию жребия они уделяют больше внимания, чем все другие народы. Их метод бросания жребия прост: они срезают ветвь плодоносящего дерева и делят ее на маленькие кусочки, которые помечают знаками, и случайным образом разбрасывают их на белом полотне. Затем общинный жрец, если судьба вопрошается публично, или отец семейства, если это делается частным образом, после призывания богов, подняв глаза вверх, выбирает три кусочка, по одному за раз, и далее трактует жребий в соответствии с теми знаками, которые нанесены на вытащенные кусочки» Тацит "Германия"

Древослав: "Выведший их из Генет [энет], где стадятся дикие мески [мулы], Племя народов, которые жили в Киторе, Сесаме, Окрест потока Парфения в славных домах обитали" Гомер, Илиада, Песнь Вторая "Сон. Беотия, или Перечень кораблей" "Так, одни утверждают, что генеты — также колонисты одноименных кельтов10, живущих на океанском побережье; по словам других, часть генетов спаслась сюда от Троянской войны из Пафлагонии вместе с Антенором." И далее: "По словам Меандрия, энеты, выступив из страны левкосирийцев, сражались на стороне троянцев; оттуда они отплыли вместе с фракийцами и поселились в самой отдаленной части Адриатического залива; а те энеты, которые не участвовали в походе, сделались каппадокийцами. В пользу этого утверждения, как кажется, говорит то обстоятельство, что во всей части Каппадокии вблизи реки Галиса, простирающейся вдоль Пафлагонии, в ходу оба языка, в которых много пафлагонских имен, например Багас, Биасас, Айниатес, Ратотес, Зардокес, Тибиос, Гасис, Олигасис и Манес" Страбон, География IV

Яросвет: *PRIVAT*

Яросвет: Привожу цитаты Мавро Орбини "Книга историография початия имене, славы, и разширения народа славянского И их Царей и Владетелей под многими имянами и со многими Царствиями, Королевствами, и Провинциами." Текст взят отсюда с пометкой: При распозновании отсканированного текста были внесены следующие изменения: буквы і, ї были объединены в букву і (проблема в качестве оригинала, зачастую сложно отличить эти буквы друг от друга) буква ѯ заменена на "кс" пунктуация в тексте странная, но постарался оставить "как в оригинале" Добавлено разбиение на абзацы (в оригинале текст идет по большей части сплошняком, что затрудняет его восприятие) Народъ же Славянскои, во древніхъ врсменахъ бывши оскуженъ людми учеными; и изначала старался непрестанно, воевати и чініти дѣла достоіные вѣчнои славѣ оружіемъ; а не пекся німало о томъ, чтобъ кто опісывалъ поступки ихъ, и не многіе Історіографы воспомянули о Славянѣхъ. но и то напоміновеніе, учініли болши по прічінѣ ратеи чіненыхъ отъ Славянского народа съ протчіми народы, нежели выхваляли сеи народъ какою свѣтлостію, себѣ непріятелеи, которои народъ оѕлоблялъ. оружіемъ своімъ мало не всѣ народы во Вселеннѣи; разорілъ Персіду; владѣлъ Азіею, и Аѳрікою, білся съ Егіптяны, и съ велікімЪ Александромъ; покорілъ себѣ Грецію, Македонію, Ілліріческую землю; завладѣлъ Моравіею, Шленскою зсмлею, Чешскою, Польскою, и береги моря балтіиского, прошелъ во італію, гдѣ многое время воевалъ протівъ Рімлянъ. Иногда побѣжденъ бывалъ, иногда біючіся въ сраженія, велікімъ смертопобітіемъ Римляномъ отмщевалъ; иногда же біючіся въ сраженіи равенъ былъ. На конецъ покорівъ подъ себя державство Рімское, завладѣлъ многіе ихъ провінціи, разорілъ Рімъ учіня данніками Цесареи Рімскіхъ, чего во всемъ свѣтѣ инои народъ не чінівалъ. Владѣлъ Францыею, Англіею, и уставілъ державство во Ішпаніи; Овладѣлъ лутчіе провінціи во Европѣ: и отъ сего всегда славного народа въ прошедшіхъ временахъ, проізошли сілнѣішіе народы; сірѣчь Славяне, Вандалы, Бургонтіоны, Гоѳы, Острогоѳы, Руси или Раси, Візігоѳы, Гепіды, Гетыаланы, Уверлы, или Грулы: Авары, Скірры, Гірры, Меландены, Баштарны, Пеуки, Даки, Шведы, Норманны, Ѳенны, или Фінны, Укры, или Ункраны, Маркоманны, Квады, Ѳраки; Аллери были блізъ Венедовъ, или Генетовъ, которые засѣли берегъ моря балтіиского, и раздѣліліся на многіе началы; то есть Помераняны, Увілцы, Ругяны, Уварнавы, Оботріты, Полабы, Увагіры, Лінгоны, Толенцы, Редаты, или Ріадуты, Цірціпанны, Кізіны: Эрулы, или Элуелды, Левбузы, Увіліны, Стореданы, и Бріцаны, со мкогіми иными которые всѣ были самои народъ Славянскои: яко же здѣ напреди означено будетъ.

Яросвет: О Славянехъ Ругянехъ. Сіи были сілнѣишіе, и велевластнѣишіе между всѣхъ Славянъ, жітелствовали при мори Венедіцкомъ, или наіпаче посредѣ тѣхъ водъ, имѣюще своего Короля своиственнаго, и преславныи храмъ. Того ради прічітали себѣ и первенство во всемъ ономъ родѣ Славянскомъ предреченнаго моря; къ томуже обдержаху островъ Ругіиски, седмь міль нѣмецкіхъ дліною, такожде равенъ и шіріною; земля такъ плодовіта, что и нынѣ есть жітніца Седунезовъ или Шведовъ, якоже и Сіцілія Рімляномъ. Городъ столныи ихъ Королевственныи Ругяновъ, наріцался Архоне, стоящь на ѕѣло высокомъ мысу острова того. Отъ Востока и отъ Полудни окруженъ моремъ. Стѣнами толіко высокъ, что едва стрѣлою изъ лука достізало до верхности ихъ. Но уже того града не відітся ніже слѣдъ. А отъ Запада былъ велікои, и крѣпкои роскатъ, которои его защіщалъ. Нѣкоторые пісатели полагали Архонъ на иномъ островѣ нареченномъ Вітора, отстоящемъ отъ Ругіи шіріною съ едіну рѣку, разоренъ отъ Гаралда Короля Готфскаго, и отъ Геммінга Короля Датского. Абрамъ Ортеліи пішетъ, что гдѣ былъ Архонъ, древле былъ Венета городъ Славенскои ѕѣло превелічаішъ сущіхъ во Европѣ, и преславенъ къ торгу отъ всѣхъ народовъ. Сеи градъ Венета, пріималъ вся протчыя народы. Однакоже егда тамо пребывали, не было попущено имъ жіти по благочестію хрістіанскому, егоже ради затвердѣлъ всегда въ поганствѣ, даже до своего разсыпанія. Но необрѣтеся народъ учтівѣішіи во обрѣтеніяхъ обычаевъ, и страннопріемнѣішіи и благостенъ паче сіхъ Славянъ гражданъ Венецкіхъ. Которыи градъ Венету Гелмалдъ поставілъ между устія Одеры, и города Камены, гдѣ відятся еще его слѣды, по мнѣнію предреченнаго спісателя; и не отъ иного чего учінілося его разореніе, развѣ отъ несогласія ихъ междуусобнаго. Которыи градъ Король Датскои, собравъ пресілное воіско, и наступівъ на него, взялъ и опустошілъ и разорілъ до основанія; Но жівущіи Ругяне во островѣ Ругіискомъ въ лѣто отъ Хріста 809 учінівъ флотъ 830 караблеи, [моноксіловъ] напали на Королевство Датское съ Фрізіею Восточною, взяли и сожгли городы Алтенбургъ и Нѣжінъ, въ которыхъ взяли безчісленную добычю. О чемъ прогнѣвавшіся Карлъ Велікіи, подвігъ свои воіска, въ лѣто 810 и на двухъ бояхъ кровавѣішіхъ, одолѣвъ ихъ, покорілъ подъ иго Хрістово, наложівъ на ніхъ дань, и пріказалъ имъ имѣти въ почтеніи особлівомъ церковь святаго Віты, которого во оные времена, оные люди по премногу почітали. Платіли усердно Ругяне дань Карлу при его жізни, а послѣ его смерти, оставіли дань купно съ благочестіемъ Хрістіанскімъ, и построіли храмъ во Архонѣ. Въ которои прінесли болванъ Святовіта [которого они называли Святовічь] и толіко мужіе, еліко и жены на всякои годъ пріносіли въ сеи храмъ дань по едіному пѣнязю съ головы, и тако впадше въ грубонечестіе, покланяліся сему ідолу Святовіту, которои былъ учіненъ древяныи, возраста гігантского, о четырехъ ліцахъ, подобіемъ фонаря, дабы отъ всякія страны храма відѣлося ліцо ідолово.

Яросвет: Затвердѣли Ругяне въ заблужденіи Грубіянства на 350 лѣтъ, дондеже Валдемаръ Король Датскои, съ сілнымъ флотомъ соедінясъ съ Казімеровыми и Богославовыми Князеи Померанскіхъ, и Прібіславовыми Государя Обострітовъ Славянъ, вшедши въ Ругію, побѣділъ сіхъ людеи свірѣпыхъ, и возложа осілъ болвану Святовіту на шѣю, пріказалъ разволочіти по всему воіску въ прісутствіи Славянъ. И потомъ разсѣщи на части и сжечъ всенародно. Разсыпалъ храмъ до основанія, со всякімъ служеніемъ побралъ сокровіщъ, и учінілъ указъ, да бы всѣ оставіли ідолослуженіе, и воспріяли служеніе истіннаго Бога, повелѣлъ построіти 12 церквеи своімъ особлівымъ иждівеніемъ, и тако весь островъ учінілъ Хрістіанами. Яромаръ Государь Ругянскіи, утверділъ онымъ людемъ образомъ и частыми поученми своіми вѣру Хрістову, въ сердцахъ шатающіхся онаго народа грубого и прежестокого паче всякого ѕвѣря, которыи былъ ѕѣло упрямъ во обращеніи паче всѣхъ прошчіхъ народовъ Славянскіхъ моря Венедіцкого или Балтіиского. Предреченное же забобонство Святовітово у Ругяновъ имѣющее сілу, стояло многое время въ сердцы у Боемлянъ, дондеже Блаженныи Вічеславъ Князь Боемскіи, далъ имъ Мощи Святаго Віты, ради народного ихъ почітанія; обаче же не возмогъ истребіти весма память ідола Святовіта. Понеже еще и нынѣ Боемляне не сохраняютъ поздравленія частѣишаго и всенароднѣішаго, развѣ подъ провѣщеваніемъ имене Віто, пріемлюще пріятелеи прѣзжающхъ изъ далека съ сіми рѣчми: ВІТЕИ ВІТЕИ; Показующе срадоватіся о ихъ здравіи соблюденномъ дарованіемъ Святовіта. Ідолослуженіе сіхъ Славянъ Венедовъ по частемъ. Въ протчемъ же имѣли въ політікѣ человѣческои изрядные законы, и похвалные обыкности; Понеже убо велікое попеченіе имѣли, да бы дѣти почітали родітелеи и слушаліся, и не обрѣтался у ніхъ нікто убогъ или просітель, за неже егда кто за немощствуетѣ, или остарѣетъ, абіе вручается въ попеченіе наслѣднікомъ, да бы ими человѣколюбезно управляемь былъ и пітаемь. Были ѕѣло угодны и усердны и веледушны въ страннопріимствѣ. Страннопріѣзжеи не требовалъ искати постоялого двора, понеже уже многіе встрѣчаютъ, и многіе на перехватъ просятъ его, чтобъ пріяти изволілъ ихъ угощеніе; И все что пріобрѣтали паханіемъ поль, въ рыболовленіи или въ ѕвѣрінои ловли, харчіли гостемъ, и къ подаянію тщаліся возможностію велічаішею. Тіи, кто былъ тороватѣишъ, да не реку роскошенъ въ сіхъ вещехъ, творіли и морскіе разбои нощію на мори, что бы по утру раздѣліти грабежъ страннікомъ. А ежели за случаи обрящется кто, что откажетъ постои странніку; было позволено всякому за то сожещи его домъ со всѣмъ его веществомъ. Божба у ніхъ была возбранена между ими, понеже мнѣли, что прісяга есть и крівопрісяга тоежде, во гнѣвъ мстітелныи отъ Боговъ. Но которые были поіманы въ какомъ погрѣшеніи непорядочномъ, тѣхъ распінали, утверждающе, что Крестъ не долженъ служіти къ чему иному, развѣ къ казни ѕлодѣевъ. Отъ сего начася гнушаніе толіко Крестомъ, отъ чего мнози человѣцы Святіи и Князи Хрістіане, до поту труділіся обратіти ихъ въ вѣру Хрістову. Аще же и прінуждены были усілствомъ велікімъ воспріяти тую, однакоже часто возвращаліся во ідолослуженіе. Юліискіе въ Помераніи, аки уже послѣдніе осталіся воспріяти вѣру Хрістову, въ лѣто 1220. Магістръ чіна Тевктонскаго, вооружілся на Славянъ Прусовъ, и одолѣвъ ихъ тогда, первое ввелъ вѣру хрістіанскую на языкѣ Нѣмецкомъ, отъ чего погасъ аки весма языкъ Славянъ Прускіхъ.

Яросвет: Имяна Разные, Славян, Венедов. Аще Славяне въ началѣ, какъ заняли мѣста моря Балтіискаго, именоваліся едінымъ именемъ Славянскімъ, однакоже раздѣліліся потомъ въ разные имена, понеже едіни нарекліся Помераняне, имя Пресловутое во древности, значітъ жітелеи при мори. Померія [Поморіе] языкомъ Славянскімъ сказуется Пріморісія. Померанія, прежде прішествія Хрістова имѣла пространнѣишыя граніцы, неже нынѣшніе, и жітелствовали въ неи, во оное время Померане, и Кассубіане. Вілчи и Лютіцы, или Люзіціане, были четыре народа послѣдующіе, тако наречены ради велікія ихъ сілы. Толонцы и Редары, вмѣняліся за едінъ тоиже народъ. Відітся, что тако сіи наречены, отъ города Респра, а другіе отъ рѣки Толенса, блізъ которыя имѣли своя населенія; Редары обітали въ рубежахъ Стетінезовъ, между рѣкъ Пана, и Одра. Цірціпанны, произвели имя свое отъ рѣки Пана, ихъ жітелство было блізъ Грібсвалдіи, Волгаста, и Сондія. Кізіны жіли блізъ города Гуцеговія, и сему оставіли свое имя. Ругяне или Рагіи названые отъ острова Ругіи, якоже Чехи Боемскіе отъ Боеміи; Варнавы тако наіменованы отъ Варнавы рѣки во уѣздѣ Ростоховомъ; Обостріты прітяжали земли Мелгалбургезовъ, Полябы мнітся, что пріняли то имя отъ равніны мѣста. Городъ ихъ, началныи былъ Рацебургъ, перво славенъ ради Графства сего имене, по томъ же ради Епіскопства: Вагіры жіли блізъ Аделзбурха города нѣкогда славнаго ради Епіскопства, которое по томъ пренесено въ Любеку. Лінгоне и Ліны суть тогожде народа, уѣзда нынѣ нареченнаго Луне и Лунебурхъ. Имяна особлівая людеи Славянскіхъ, жівшіхъ въ Славіи Восточнои, между рѣки Албіи и Вядра, нынѣ именуемои Марка Брандебургезска, суть послѣдующая: Віліны, Стодераны, Брізаны, Верлы или Эрулы, со многіми иными именованными отъ Гелмода. Верлы или Эрулы, жіли блізъ рѣки Галвелы, дали имя свое городу Верлъ, въ граніцахъ Обострітовъ, вся страна названа Верлія, нынѣ же Княжество Мехлабуржское. Въ которомъ въ прошедшіхъ временахъ были нѣкоторые грады ѕѣло славны, ради торговъ всѣхъ людеи Сѣверныхъ, и между которыми оные: Вінава, Юлінъ, и Верлія. Арітбертъ Господствовалъ надъ Верлами Славянами и Ругянами моря Балтіиского. Во времена Карла велікаго Імператора. Швенонъ Король Швеціи и Готѳскіи, взялъ за себе въ жену своячіну Арітбертову. Містівои первыи бысть, иже воспріялъ въ старости своеи вѣру Хрістову, дѣіствомъ жены своея Маргаріты, дочери Гендріка Авкупа Імператора. Скончалася порода Арітбертова въ сынѣхъ Гендріковыхъ, въ сынѣ Годоскалковомъ, Канутъ сынъ Гендріка Короля Датского, егда извелася порода Князеи Верлскіхъ, былъ утвержденъ на оное Государство Верлское и Мехлабуржское, отъ Лотарія Цесаря, въ лѣто отъ Хріста 1130.

Яросвет: О Славянехъ Россіискіхъ, или Москвітянехъ. Славяне Россіистіи суть нынѣ отъ іноземцовъ обще зовомы Москвітяне. Сіи осталіся во своіхъ жіліщахъ, егда протчіе ихъ товарыщи и едіносвоясные вышли и пошли, иніи къ морю Германскому, а иніи къ Дунаю, якоже сказано въ началѣ сея кніги; Древніи называли ихъ Роксоланами, и Тоссоланы, Трусоланы, Рушналы, Россіяне и Рутени; нынѣ же названы Россіане, сірѣчь разсѣяны, понеже Россія языкомъ Рускімъ или Славянскімъ знаменуетъ разсѣяніе, наречены тако прічіною не малою; понеже люди Славяне, овладѣли всю Сармацію Европскую, и часть Азіи; егда съ начала вышли изъ Скандіи. Преселенцы Славянскіе разсѣяліся и расточіліся отъ Океана мерзлаго, даже до моря Медітерранского, [средіземнаго] и залівы Адріатскія, и отъ моря Болшаго, даже до Океана Балтіискаго. Наіпаче послѣ того разсѣянія первоначалного, Россіяне Славяне имянно послали своіхъ преселенцовъ во Фландрію, гдѣ за тое, люди отъ ніхъ основаные, названы суть Рутенами, что и Греки дали имя Славяномъ споросъ [сѣмя] сірѣчь народъ разсѣянныи. Славяне Руси, жіли всегда внутри Сармаціи Европскои, гдѣ обрѣтаются и нынѣ, разшірівше же много свое державство, прогнаніемъ всѣхъ протчіхъ народовъ бліжніхъ, или прінужденіемъ жіти по ихъ обычаю, подобнѣ яко Царство Россіиское протязается уже отъ Дона рѣки, отъ моря Меотіискаго съ востока; отъ Літвы же до рѣкъ Певце и Полмы; отъ Сѣвера, отъ Лівоніи Пруски и Полщи. Съ запада, отъ рѣки Тіра или Днестра, и горъ Сарматскіхъ съ полудни, въ которомъ разшіреніи, обьемлется Югарія или Югра правінцыя отечество Гунновъ. Изъ которыя изшедше, заняли Полщу и подъ вожденіемъ Аттіловымъ, повоевали многіе правінцыи Европскіе, того ради не тщая слава о Россіанехъ, что ихъ подданные въ прешедшіхъ временѣхъ, покоріли себѣ прекраснѣишые страны Европскіе. Егда бо сіи Россіане жіли въ Сармаціи, всегда показываліся люди естественновоенные, и всегда неукротімы; Во время егда Помпеи велікіи воевалъ протіву Міѳрідата Царя Понтскаго, Россіане пріведени отъ Тасоваза или Тазія, Государя ихъ, развращеніе велікое учініли протіву реченнаго Царя Понтскаго, въ споспѣшеніе своего союза съ Рімскімъ державствомъ. Оружіе же у ніхъ было, сабля, лукъ, копіе, пансырь, и щітъ изъ кожи воловои; которое неирестанно употребляли, не токмо протіву сосѣдовъ, но и протіву протчіхъ людеи далнѣішіхъ и славнѣішіхъ. Во время Віспесіана Цесаря преѣхавше Дунаи и порубівъ два полка салдатъ Рімскіхъ, вошли внутрь въ Мізію, и тамо убіли Агріппа бурмістра и презідента; и отъ того времени обжіліся въ Мізіи Ілліріческои, отъ ніхже названа Ращія. Были въ товаріщехъ во всѣхъ походахъ воінскіхъ съ Готѳами, которые разоріли Европу, и иные страны; стужали многажды державству Греческому; при Львѣ Лакапенѣ Царѣ Константінополскомъ: Подняли флотъ корабелныи о пяти надесяти тысящахъ судовъ Моноксіловъ въ морѣ болшемъ, и вооружівше тои множествомъ полковъ съ превелікімъ чісломъ, обыдоша градъ Константінополь, тожде паки учініли при державѣ Константіна Мономаха. Въ сіхъ двужъ походѣхъ, побіли многіхъ Грековъ, и возвратіліся въ домы, со многіми добычами богатѣішыми. Въ лѣто же отъ созданія міра ???(6886 взято из Итальянского оригинала) [по исчісленію ихже Россіанъ] Велікіи Князь Россіискіи Дімітріи, побѣділъ на баталіи полевои Велікаго Хана Татарскаго Мамая, и по трехъ лѣтѣхъ по томъ, паки сошелся ратоватіся съ предреченнымъ Ханомъ, дондеже его разбілъ и истребілъ, что земля на трінадесять міль разстояніемъ, покрылася мертвыми въ томъ сраженіи; Кто желаетъ знати всѣ дѣла преславныя народа Россіиского, наідетъ тыя собраны въ кнігахъ Іеремія Рускаго, Сігізмунда Герберштеіна, и Францішка Бізія Бергамскаго и Краковыты, которыи опісалъ испытно двѣ Сармаціи Частичный перевод (Ю. Е. Куприкова), с итальянского оригинала, этого отрывка: Когда все остальные славяне оставили Сарматию и направились кто к Немецкому морю, кто, избрав иной путь, к Дунаю, московиты остались на своих исконных землях. Древние писатели называли их по-разному. Элий Спартиан и Капитолин в «Жизнеописании Пия» и Флавий Вописк в «Жизнеописании Аврелиана» называли их роксоланы, Плиний называл их токсоланы, Птолемей — троксоланы, Страбон — расналы и роксаны, Рафаэль Волатеранский и многие другие называли их рутенами. Сейчас же их принято называть русскими, т.е. рассеянными, так как по-русски или по-славянски Россея означает не что иное, как рассеяние. И не без основания прозвали их руссами или рассеянными, ведь после того, как славяне заняли всю Европейскую и часть Азиатской Сарматии, их колонии рассеяны от Ледовитого океана до Средиземного моря и Адриатического залива, от Большого моря до Балтийского Океана. более того славяне руссы, по свидетельству Иоахима Мейера(I), высылали колонистов и во Фландрию, где их теперь называют рутенами. По этой же причине и греческие писатели, как сообщает Прокопий Кессарийский, называли их споры, т.е. рассеянный народ. Сейчас, как и в прежние времена, живут они в Европейской Сарматии, значительно раздвинув силой оружия границы своей империи. Как пишет Сигизмунд Герберштейн, руссы потому достигли такого могущества, что все иные народы, жившие среди них, они либо изгнали, либо заставили принять их образ жизни. Таким образом, держава руссов простирается на востоке до реки Танаис и Меотийского болота, на севере до Литвы и реки Певки, а также до другой реки по имени Польма, отделяющей Русь от Финляндии, которую, говорит Герберштейн, руссы на своем языке называют Хайнска Земля, на западе до Ливонии, Пруссии и Польши, на юге до Сарматских гор и реки Тирас, называемой теперь Нисто. Среди указанных земель находится также Югария или, как ее называют руссы, Югра, из которой в прошлом вышли гунны и, заняв Паннонию, под предводительством Атиллы разгромили многие страны Европы. Поэтому руссы гордятся тем, что их подданные в прежние времена подчинили себе великие страны в Европе. Итак, живя в Сарматии, руссы, как сообщают Джамбулари и Гюнтер, прослыли за людей воинственных и неукротимых. В прежние времена именно они оказали помощь Римской Империи в войне, которую Помпей Великий вел с понтийским царем Митридатом. Руссы под началом князя Тазоваза (Страбон и Блонд называют его Тазий) сражались на стороне Помпея. По свидетельству Страбона, вооружение руссов состояло из меча, лука, копья, панциря и щита из бычьей шкуры. Вели они нескончаемые войны не только с соседями, но и с другими, весьма далекими от них народами, царствами и империями. Ведь еще во времена императора Вителлия, как сообщает Иоанн Авентинский, они переправились через Дунай и, разбив два легиона римских солдат, вторглись в Мезию и убили консуляриса и наместника Агриппу. С тех пор, пишет Михаил Салонитанский, они осели в Иллирийской Мезии и стали называться рассианами. Принимали они участие и в опустошительных походах готов в Европу и другие страны. При этом, по свидетельству Герберштейна, по имени предводителей тех походов всех их называли готами. Нанесли руссы большой урон и Греческой Империи. При императоре Льве Лакапене в Большом море флотилия из 15 000 парусных судов с неисчислимым, как пишет Зонара, количеством воинов внутри осадила Константинополь. То же повторилось и при императоре Константине Мономахе. На основании этого можно судить о величии и могуществе славянского народа, сумевшего в короткое время создать столь великий флот, что прежде никакому другому народу не удавалось. Однако греческие писатели, стремясь возвеличить деяния своего народа, пишут, что руссы вернулись домой почти с пустыми руками. Еремей Русский в своих анналах, напротив, свидетельствует о том, что руссы перебили многих греков и вернулись домой с большой добычей. В 6886 году от сотворения мира (по русскому летоисчислению) великий князь Руси Дмитрий одержал победу над царем татар Мамаем. Через три года после этого он вновь сошелся в битве с этим царем и, как пишет Герберштейн, нанес ему столь сильное поражение, что земля более чем на тринадцать миль вокруг была завалена трупами павших в битве. Я обхожу теперь молчанием другие достойные деяния этого могущественного народа, поскольку в намерения мои не входит написание анналов, я хочу лишь вкратце упомянуть наиболее достойные деяния славянского народа. Тем, кто пожелает узнать все подробности, советую обратиться к анналам Еремея Русского, Сигизмунда Герберштейна, а также Франческо Бизио из Бергамо, который долго жил в Руссии и описал дела этого государства. Упоминает руссов и Сабелликус (III). Не так давно один автор из Кракова дал подробное описание обеих Сарматий. ... Едінъ списатель, нареченныи Ламбертъ, которыи напісалъ Історію Германскую, прежде шестисотъ лѣтъ, глаголетъ: что въ лѣто 960 прішлі послы народа Россіискаго ко Оттону Цесарю просіти да пошлетъ имъ каковалібо Епіскопа, которыи бы своімъ ученіемъ и проповѣдію насаділъ благочестіе Хрістіанское между ими, и что отъ реченнаго Цесаря былъ посланъ Адалберта, которыи отъ ихъ гонітелствъ едва убѣжалъ изъ рукъ ихъ. Мнѣнія же и возвѣщенія онаго спісателя суть ли истінна [якоже вещію не безъ свідѣтелственно, еще же и истінно что во оное время Россіа воспріяла начертаніе буквъ отъ изобрѣтенія Кірілла Архіепіскопа, законоположенія Рімскаго, Апостола Славянъ Моравлянъ, и учітеля Адалбертова] потребно заключіти, что проповѣди и посланіе реченнаго Епіскопа Адалберта, имѣли малъ; или ніедінъ плодъ, или яко Россіа обратілася паки скоро во ідолослуженіе; или еще, аще реченныи списатель погрѣшілъ, потребно вѣріти что онъ ослѣпъ въ равногласіи Руссіи Ругянъ, понеже Адалбертъ былъ истінно Апостоломъ реченныя Ругіи, и Архіепіскопъ Магдебургу. Еще же можетъ быти что реченныі Албертъ возвратівшіся изъ Руссіи безъ событія, утверділся потомъ въ Ругіи: отъ чего разность мнѣніи спісателскіхъ въ семъ членѣ пребываетъ разрѣшена и успокоена. С интереснейшей главой "Начало Знаменателства Имене Славянскаго." имеющей перевод на современный язык можно ознакомиться здесь. Дабы окончательно не перегрузить тему, изменив ее форме в виде цитат, предлагаю всем интересующимся ознакомится с полным текстом

Яросвет: *PRIVAT*

Древослав: "Тем временем Уффи, имевший чрезвычайно честную дочь, приказом обещал мужу, убившему бы Хаддинга, её в награду. Этим был соблазнен один муж, по имени Тунинг (55), собравший отряд бьярменов (56), был уверен в своей победе. Хаддинг хотел уже напасть на него, но возвращаясь из Норвегии флотом, он видел на берегу старика машущего плащом, привлекая пристать к берегу. Дружинники его сопротивлялись этому, говоря, что будет это губительно их поездке, но он взял сего мужа на борт, а тот научил его тому, как расставить свои отряды. Муж сей расставил ряды таким образом, что в первом ряду было два мужа, во втором четыре, а в третьем было уже восемь, и подобно же удваивал он каждый ряд. Также старик предложил, что крылья пращников стоят позади крайнего ряда, а и с ними рядом лучники. Так, когда конники стали клином, он воеводствовал за воинами, и из сумы, что была за шеей его, метнул камень. Это казалось малым в начале, но скоро то стало великим. И тогда с десяток стрел взметнулось разом, будто бы градом, на врагов, ранив многих. Тогда мужи Бьярмии сложили оружие лукаво, своими заклятьями закрыв небо грозовым облаком, и радостно растворились в воздухе под мрачным проливным дождем. Но старик, по другую руку, сдвинул облако, вызвав сильный шторм, сменив дождевые капли туманной преградой. Так победил Хаддинг, но старик, расставаясь с ним, предсказал, что погибнет он не от врага своего, но от руки своей. И потом он запретил ему славиться неясными походами и вести приграничные войны за границей. " Вот это реальная история! Вот это - волхв. Боевой колдун и предсказатель. А умение изменять облик или даже пропадать совсем применялось русами (и вообще, германцами) ещё во времена войн с Римом. Традиция построения войск клином (или "свиньёй") так же активно применялась русами.

Древослав: По словам хрониста XI века Ламперта Герсфельдского: «973 г.: Император Оттон Старший вместе с Младшим пришёл в Кведлинбург и отпраздновал там 23 марта Святую Пасху. Туда с богатыми дарами прибыли послы многих народов, а именно римлян, греков, беневентцев, италийцев, венгров, данов, славян, болгар и русских.» Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий герцог Швабии Конрад I) выдал замуж свою дочь за «короля ругиев». По разным версиям либо за Владимира, либо за Ярополка.

Лютомир: Неизвестно, кто в начале властвовал над Русскими, ибо у них не было письмен , при помощи которых они могли бы предать памяти потомства свои деяния. После же того как царь Константинопольский Михаил послал в Булгарию в 6406 году от сотворения мира Славянские буквы, они тогда впервые начали записывать и заносить в свои летописи не только то, что совершалось тогда, но и то, о чем они узнали от предков и удержали в памяти за долгий промежуток времени. Из этих летописей известно что народ Козары обложили некоторых русских в качестве дани беличьими шкурками с каждого дома, а точно также, что над ними властвовали Варяги. Но я не мог узнать у них что-нибудь наверно ни про Козаров, кроме их имени, ни откуда они, ни кто они, ни точно также про Варягов. Но если принять во внимание, что они сами именуют Варяжским морем море Балтийское и то, которое отделяет от Швеции Пруссию, Ливонию, а затем и часть их собственных владений, то я лично полагал, что князьями их были, по соседству, или Шведы, или Датчане, или Пруссы. Далее, по-видимому, славнейший некогда город и область Вандалов, Вагрия, была погранична с Любеком и Голштинским герцогством, и то море, которое называется Балтийским, получило, по мнению некоторых, название от этой Вагрии, и при том само оно и тот залив, который отделяет Германию от Дании, равно как Пруссию, Ливонию и, наконец, приморскую часть Московского государства от Швеции, и доселе удерживают у русских свое название, именуясь Варецкое море, т.е. Варяжское море; сверх того, Вандалы в то же время были могущественны, употребляли наконец, русский язык и имели Русские обычаи и религию. На основании всего этого мне представляется, что Русские вызвали своих князей скорее из вагрийцев, или Варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верой, обычаями и языком. Итак, когда Русские стали однажды состязаться друг с другом о верховной власти и, разжигаемые пламенем взаимной ненависти, стали спорить, причем между ними поднялись сильнейшие раздоры, то Гостомысл, муж и благоразумный, и пользовавшийся большим влиянием в Новгороде, посоветовал послать к Варягам и побудить принять власть трех братьев имевших там большое значение. (Герберштейн С. Записки о московитских делах. — СПб., 1908. — С. 3,4)

Древослав: "аче будеть княжь моужь или тиоуна княжа; аще ли будеть русинъ, или гридь, любо купець, любо тивунъ боярескъ, любо мечникъ, любо изгои, ли словенинъ, то 40 гривенъ положит и за нь" Русская правда

Лютомир: В лЂто 6568 [1060 г.]. Преставися Игорь, сынъ Ярославль. Того же лЂта Изяславъ, Святославъ, Всеволод, Всеславъ совокупиша вои бещисла и поидоша на конех, в лодиях , бещисленое множество, на Торкы . Слышавши же се Торци, убояшася, пробЂгоша и до сего дни; помроша бЂгающе, гнЂвомъ божиимъ гоними: ови от зимы изомроша, другыи же гладомъ. Тако богъ избави крестиянъ от поганых. Потом же ходи Изяславъ на Сосолы и дань заповЂда даяти по 2000 гривенъ; они же поручьшеся и изгнаша даньникы; на весну же, пришедше, повоеваша села о ЮрьевЂ, и город и хоромы пожгоша, и много зло створиша, и Плескова доидоша воююще. И изидоша противу имъ плесковицЂ и новгородци на сЂчю, и паде Руси 1000, а Сосолъ бещисла. Новгородская первая летопись младшего извода



полная версия страницы