Форум » Вопросы » Цитатник » Ответить

Цитатник

Древослав: Предлагаю выладывать сюда все попадающиеся вам исторические цитаты из первоисточников (летописи, хроники, жития и т.п.), касающиеся Руси и русского язычества. При содействии общества Тризна.

Ответов - 50, стр: 1 2 3 All

Древослав: Патриарх Фотий в послании восточным патриархам: "…даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!..." Фотий описывает участь населения Византии во время похода Руси на Царьград: "Можно было видеть младенцев, отторгаемых ими от сосцов и молока, а заодно и от жизни, и их бесхитростный гроб — о горе! — скалы, о которые они разбивались; матерей, рыдающих от горя и закалываемых рядом с новорожденными, судорожно испускающими последний вздох… не только человеческую природу настигло их зверство, но и всех бессловесных животных, быков, лошадей, птиц и прочих, попавшихся на пути, пронзала свирепость их; бык лежал рядом с человеком, и дитя и лошадь имели могилу под одной крышей, и женщины и птицы обагрялись кровью друг друга..." Свидетельствует Никита Пафлогонянин в своем сочинении начала X века: "В это время запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому понту [Чёрному морю] прийдя к Стенону и разорив все селения, все монастыри, теперь уж совершал набеги на находящиеся вблизи Византия [Константинополя] острова, грабя все [драгоценные] сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал. Кроме того, в варварском порыве учинив набеги на патриаршие монастыри, они в гневе захватывали все, что ни находили, и схватив там двадцать два благороднейших жителя, на одной корме корабля всех перерубили секирами." Арабский путешественник Ибн Фадлан: "Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл (Итиль - Волга). Я не видал людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, причем со всем этим он никогда не расстается. В случае, если между двумя лицами возникнет ссора и спор, и их царь не в силах достигнуть примирения, он выносит решение, чтобы они сражались друг с другом мечами, и тот, кто окажется победителем, на стороне того и правда." Арабский географ Ибн Русте описывает обычаи русов: "Когда у кого из них родится сын, то он берет обнаженный меч, кладет его пред новорожденным и говорит: "не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретешь себе этим мечом"... Они мужественны и храбры. Когда нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего. Женщинами побежденных сами пользуются, а мужчин обращают в рабство. Они высокорослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях, а все свои набеги и походы совершают на кораблях... " Свидетельство багдадского книжника Ибн Мискавейха (X в.) о набеге русов на азербайджанский город Бердаа: "Народ этот могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегают ни один из них, пока не убьет или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие... Сражаются они копьями и щитами, опоясываются мечом и привешивают дубину и орудие, подобное кинжалу. И сражаются они пешими..." Описание страны русов из арабского географический трактата "Худуд ал-Алам": "Это обширная страна, и жители ее злонравны, непокорны, имеют надменный вид, задиристы и воинственны. Они воюют со всеми неверными, живущими вокруг них, и выходят победителями. Властитель их назывется Рус-каган... Куйяба (Киев) — это город русов, расположенный ближе всего к землям ислама. Это приятное место и место пребывания их властителя. Оно производит меха и ценные мечи. Слаба — приятный город, из которого всегда, когда царит мир, выходят они для торговли в области Булгара. Уртаб — город, в котором убивают чужеземцев всегда, когда они посещают его. Он производит весьма ценные клинки и мечи, которые можно согнуть вдвое, но как только руку убирают, они возвращаются в прежнее положение..." Аль Масуди о набеге русов на азербайджанское и ширванское побережье Каспийского моря: "И Русы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников [для нападений] и жгли. Народы, обитавшие около этого моря, с ужасом возопили, ибо не случалось с древнейшего времени, чтоб враг ударил на них здесь, а прибывали сюда только суда купцов и рыболовов." Из "Жития св. Георгия Амастридского": "...Было нашествие варваров, росов - народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они - этот губительный и на деле, и по имени народ, - начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигнул наконец и до отечества святого (св. Георгия), посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их [нечестивые] алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убийство девиц, мужей и жен; и не было никого помогающего, никого, готового противостоять..." Из западных источников: "Остров Руге (Руян) в Балтийском море давно славился славянскими пиратами, наводившими ужас на немецких и датских купцов. Репутацию свирепых морских разбойников славянская братина получала за беспредельную свирепость и бесконечные войны, которые она вела со всеми соседями. " "Серапион, наследовавший от Митрофана звание епископа Владимирского, со скорбью обвинял христиан во множестве грехов (конкретно – разбой, грабеж, пьянство, прелюбодейство, лихоимство, обида, воровство, скупость, лжесвидетельство, гнев, ярость, злопамятство, ложь, клевета и ростовщичество) и сравнивал их с язычниками, которые «закона Божьего не ведая, не убивают единоверцев своих, не грабят, не обвиняют понапрасну, не клевещут, не крадут, не зарятся на чужое; никакой язычник не предаст брата, а если кого постигнет беда, то искупят его и в нужде помогут ему, и найденное на торгу всем покажут». Далее он снова обвиняет своих единоверцев: «Братьев своих грабим, неверным их продаем, если смогли бы – доносами и завистью свели бы друг друга». Вот как писал Купале в XVI веке игумен Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Памфил: «Егда бо приидет праздник… мало не весь град возмятется, и в селах возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плесканием и плясанием; женам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверные песни, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление». «Издавна мы, греки, называем богатырей сих россичами или руссами. Мужи росские доблестные воины. При набегах немного рабов взять удается от них, ибо неволе предпочитают все они смерть» (Захарий Ритор, 5 век) «Они любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению. Храбры, в особенности в своей земле, выносливы: легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и пище. Юноши их очень искусно владеют оружием... Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как другие народы в течение неограниченного времени... предлагают им выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, где они находятся, на положении свободных и друзей.». (Маврикий, 6 век)

Древослав: Новгородская первая летопись мл. извода, ок. кон. XI в.: «В лѣто 6352 [854]… И бѣша мужи мудри и смысленѣ, нарѣчахуся Поляне, и до сего дне от них же суть кыянѣ; бяху же поганѣ, жруще озером и кладязем и рощениемъ, якоже прочии погани… В лѣто 6488 [980]… И пакы нача княжити Володимеръ в Киевѣ, и постави на холмѣ внѣ двора теремнаго: Перуна древяна, а главу сребрену, а усъ златъ, и Хоръса и Дажьба и Стриба, Сеимарекла, Мокошь. И жряху имъ, наричюще их богы, и привожаху сынови свои и дщери, и жряху бѣсомъ, и оскверьняху землю требами своими; и осквернися земля Руская кровьми и холмъ тъи … Володимиръ же посади Добрыню в Новѣгородѣ, уя своего. И пришед Добрыня къ Новугороду, постави Перуна кумиръ над рѣкою Волховомъ, и жряху ему людие новгородстѣи акы богу… В лѣто 6491 [983]. Иде Володимеръ на Ятвягы, и побѣдѣ Ятвягы, и взя землю их. И прииде Кыеву, и творяще требу кумиромъ с людьми своими. И рѣша старци и боляре: “мещем жребьи о отрока и дѣвицю; на него же падеть, того зарѣжемъ богомъ”. И бяшет Варягъ единъ, и бѣ дворъ его, идеже есть церкви святыя Богородица, юже созда Володимеръ. Бѣ же Варягъ тои пришелъ из Грекъ, и держаше втаинѣ вѣру крестияньску; и бѣ у него сынъ красенъ тѣломъ и душею, и на сего паде жребии по зависти дияволѣ. Не терпяшет бо диаволъ, власть имыи надо всѣми, а сьи бяшеть акы тернъ въ сердци; и тщашеся потребити оканныи, и наусти люди. И рѣша пришедше послании к нему, яко “паде жребии на сынъ твои, понеже бо изволиша его бозѣ наши себѣ, да створимъ требу богом”. И рече Варягъ: “не суть бо бози, нь древо; днесь есть, а утро изъгниеть; не ядят бо бози, ни пиють, ни молвят, нь суть дѣлани руками во дрѣвѣ секирою и ножемъ; а богъ есть единь, емуже служать Грецѣ и кланяются, иже створилъ небо и землю. и звѣзды, солнце, луну и человѣка, и далъ есть ему жити на земли; и ваши бози что сдѣлаша; а сами дѣлани суть. Не дам сына своего бѣсомъ”. Они же, шедше, повѣдаша людемъ; абие же онѣ народѣ, вземше оружье, поидоша на нь и обоидоша дворъ около его. Оному же стоящу на сѣнех съ сыномъ своимъ, и рѣша ему: “вдаи сына своего, да вдамы богом”. Он же рече: “аще суть бозѣ, то пошлют единаго бога и поимуть сынъ мои; а вы чему перетеребуете имъ”. И абие онѣ народѣ кликнуша велиимъ гласомъ, и подъсѣкоша сѣни под нима, и тако побиша я… В лѣто 6600 [1092]. Наидѣ рана на Полочаны, яко нѣкако бяше ходити по улицамъ, яко мнѣти вои множество, а конемъ копыта видѣти; да аще кто изъ избѣ вылазяше, напрасно убиенъ бываше невидимо…» Повесть временных лет (Ипатьевская летопись), нач. XII в.: «В лѣто . ҂s҃ . у҃ . е҃ı [6415(907)] ❙ Іде Ѡлегъ на Грѣкы… цс̑рь же Леѡпъ съ Ѡлександром̑ . миръ ство̑риста съ Ѡльгом̑ . имъшесѧ по дань и ротѣ заходивше межи собою . целова̑вше сами крс̑тъ . а Ѡльга водиша и мужии єго на роту . по Рускому закону . клѧшасѧ ѡружьємь своимъ . и Перуномъ бм҃ъ своимъ . и. Волосом̑ скотьимъ бг҃омъ . и оутвердиша миръ… В лѣто . ҂s҃ . у҃ . н҃г . [6453(945)] Присла Романъ и Костѧнтинъ . и Стефанъ слы къ Игореви̑ . построити мира пѣрваго… Игорь же призва посльı Грѣцкыӕ рєх̑ . молвитє . что вы казалъ цс̑рь . и ркоша сли цс̑рви . се посла ны цс̑рь . радъ єсть миру и хочєть миръ имѣти съ кнѧзєм Рус̑кымъ и любовь . и твои сли водили суть цс̑рѧ нашєг̑ ротѣ . и насъ послаша ротѣ водить тєбє и мужь твоихъ . и ѡбѣщасѧ Игорь сицє створи . и наоутрѣӕ призва Игорь сли . и приде на холъмы кде стоӕшє Пєрунъ . и покладоша ѡружьӕ своӕ и щиты . и золото . и ходи Игорь ротѣ . и мужи єго . и єлико поганыӕ Руси… В лѣт̑. ҂s҃ . у҃ . о҃ѳ. [6479(971)] Азъ Ст҃ославъ кн҃зь Рус̑кыи . ӕкож̑ клѧхсѧ . и оутвѣржаю иа свѣщании сємъ роту свою . и хочю имѣти миръ и свѣршєну любовь съ всѧкымъ . и великымъ цс̑рмь Грѣцьким . и съ Васильєм . и съ Костѧнтином . и съ бг҃одх҃новенными цсри… да имѣємъ клѧтву ѿ Ба҃ . в нежє вѣруємъ в Пєруна . и въ Волоса ба҃ скотьӕ… В лѣт̑ ҂s҃ . х҃ . к҃в . [6622(1114)] …и бъıс̑… по немь Феоста иже . и Соварога . нарекоша Егуптѧне… тъ же Феоста законъ . оустави женамъ за единъ мужь . посагати и ходити говеющи . а иже прелюбы дѣющи . казнити повелѣваше сего ради прозваше и бъ҃ Сварогъ… и въстави единому мюжю едину жену имѣти . и женѣ . за одинъ моужь посагати . аще ли кто переступить да ввергуть и в пещь огнену . сего ради прозваша и Сварогомъ . и блж҃иша и Егуптѧне . и по семъ црс̑твова сн҃ъ его именемъ Слн҃це егоже наричють . Дажьбъ҃… ѿнележе . начаша чл҃вци дань давати цр҃мъ Слн҃це цр҃ь сн҃ъ Свароговъ . еже есть Дажьбъ҃…» «Хождение Богородицы по мукам», XII в.: «…и увидела богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила благодатная архистратига: “Кто это такие?” И ответил архистратиг: “Это те, кто не веровали в отца и сына и святого духа, забыли бога и веровали в то, что сотворил нам бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, – Траяна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются”». Кирилл Туровский, XII в.: «Ужо бо не нарекутся Богом стихия, ни солнце, ни огнь, ни источници, ни деревеса!» Поучение против язычества, XII–XIII вв.: «…и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режуть... и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзiи къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть... жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова – не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ». «Вопрошание Кириково», XII в.: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед...». «Слово некоего христолюбца», XII в.: «веруютъ въ Перуна и въ Хърса, и въ Сима, и въ Рьгла… моляться подъ овиномъ огневи и вилам и Мокоши, Симу, Рьглу и Перуну, и Волосу ско

Древослав: Видукинд Корвейский. Деяния Саксов (X в.) III, 68. [О захвате Генрихом Биллунгом герцогом саксов столицы вагров] <...> у отлитой из меди статуи Сатурна, найденной среди прочего награбленного в городе, [герцог] устроил для народа большое зрелище. Видукинд Корвейский. Деяния Саксов (X в.) Пер. Г.Э. Санчука. М., 1975. С. 192. Письмо св. Бруно Кверфуртского к императору Генриху III [1] (1008 г.). <... > в чем сходятся дьявол Сварожич и вождь святых, ваш и наш Маврикий? Те, кто впереди вздымает священное копье, и те, кто пачкает человеческой кровью дьявольские знамена? Boguslawski W. Op. cit. S. 735. Титмар Мерзебургский. Хроника (начало XI в.). VI, 17. 1005 г. Есть некий город в области ратарей, именуемый Радигост [2] , треугольный, с тремя воротами [3] , который отовсюду окружает большой лес, жителями не тронутый и почитаемый. Двое ворот открыты для всех входящих; третьи, обращенные к востоку и самые маленькие, указывают дорогу к озеру, расположенному рядом и видом весьма ужасному. В нем [городе] нет ничего, кроме храма из дерева, искусно сооруженного, который, как основы, поддерживают рога разных зверей. Его стены снаружи украшают изображения богов и богинь, удивительно вырезанные, как видно рассматривающим; внутри же стоят боги рукотворные, с вырезанными на каждом именами, грозно облаченные в шлемы и кольчуги, из которых первый зовется Сварожич и больше остальных всеми язычниками почитается и чествуется. Знамена их, кроме как в случае похода, притом пешего, никогда не трогаются. Для т


Зодчий: Древ постарался

Древослав: О. Сенковский приводит сообщение древнеримского историка Марциллина: «Недалеко от Танаиса (Дона. — Л. У. ) течет река « Rha », на берегах которой — заросли лекарственного корня того же имен и...» Этот корень — обычный ревень, по-латыни — « rheum », по-французски « rubarbe », то есть « rha barbarum » 2 , — поясняет Сенковский.

Древослав: Рубруквис писал в 1253 году: "Язык русинов, поляков, бо-гемов и славян тот же, что и у вандалов. Множество всех их было вместе гуннами". "прибывшие из Константинополя ко двору Людовика Благочестивого на вопрос о том, кто они такие, назвались росами: лат. quosdam, qui se, id est gentem suam Rhos vocari dicebant, однако на дальнейший вопрос императора, какого они народа, назвались шведами: лат. quorum adventus causam Imperator diligentius investigans, comperit eos gentis esse Sueonum (Annales Bertiniani. A. 839)" Патриарх Прокд (434-447) в своей речи по поводу нашествия гуннов упомянул библейский народ "рош" (Иезекииль, 38, 2), усматривая, очевидно, в нападении осуществление библейского пророчества.

Древослав: Прокопий Кесарийский при событиях 541 года: «Эти руги являются одним из готских племен, но издревле они жили самостоятельно. Когда первоначально Теодорих объединил их с другими племенами, то они стали числиться в среде готов и вместе с ними во всем действовали против врагов. Они никогда не вступали в браки с чужеземными женщинами и благодаря этому несмешанному потомству они сохраняли в своей среде подлинную чистоту своего рода.»

Древослав: Россия, Новгород. Легенда о Перыни (записана П.Якушкиным в 1866 году). "Был зверь-змияка, этот зверь-змияка жил на этом самом месте, где вот теперь скит святой стоит перюньский. Каженную ночь этот зверь-змияка ходил спать в Ильмень с Волховскою коровницею. Перешел змияка жить в самый Новгород; а на ту пору и народился Володимир князь в Киеве... новгород окрестился. Черту с богом не жить: Новый город схватил змияку-Перюна и бросил в Волхов. Черт силен: поплыл не вниз по реке, а в гору - к Ильмень-озеру; подплыл к старому своему жилью да и на берег! Володимир князь велел на том месте церковь рубить, а дьявола опять в воду" (2. с. 367). Украина, Киевщина Легенда об острове Перун (Записана в 1905 г. Д.И. Яворницким) "До принятия нашими предками христианской веры, говорят, посреди киева стоял каменный идольский бог Перун с золотой головой. а тогда, когда киевский князь Святославский привез в Киев христианскую веру, тот бог сброшен был в Днепр. И поплыл тот Перун вниз по воде, а останавливался между порогами, возле высокого острова, против Таволжана. В том острове есть большая пещера, и в той пещере поселился тот бог Перун. Там он превратился в семиглавого змея. От того Перуна-Змея и остров прозвали Перуном, а пещеру - Змеевой" (2. С. 367-368).

Древослав: в X в. Лиутпранд Кремонский писал: "Греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos - по месту жительства"

Древослав: Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых Галлехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмов), надпись на котором гласит: ekhlewagastiR holtijaR horna tawido Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог. До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог. Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплав-лены в золото.

Древослав: «Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян». Анонимная географическая записка (датируется 870-ми гг.)

Древослав: Саксон Грамматик: «двое славян бросились в лодку и искали спасения от неприятеля; за ними пустился в погоню Яромир, государь ранский, и пронзил одного из них копьем; другой обернулся и хотел отомстить за товарища; но увидав, что поднимает руку на ранского царя, благоговейно отбросил копье в сторону и пал ниц»

Древослав: "Это племя пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеты располагают самым большим числом кораблей, на которых они ходят в Британию, а также превосходят остальных галлов знанием морского дела и опытностью в нем." Цезарь "Записки о галльской войне" 3 книга, 8 глава

Древослав: Пословица «Не доверяй черноволосым!» Гораций

Древослав: А дальше уже распо- лагались союзные силы, прибывшие к мятежникам из других зе- мель, италийцы [25] и тавроскифы, сам вид и образ которых вну- шали ужас. Глаза тех и других ярко сверкали. Если первые под- крашивают глаза и выщипывают ресницы, то вторые сохраняют их естественный цвет. Если первые порывисты, быстры и неудер- жимы, то вторые бешены и свирепы. Первый натиск италийцев не- отразим, но они быстро переполняются гневом; тавроскифы же столь горячи, но не жалеют своей крови и не обращают никакого внимания на раны. Они заполняли круг щита [26] и были вооружены длинными копьями и обоюдоострыми секирами; секиры они поло- жили на плечи, а древки копий выставили в обе стороны и как бы образовали навес между рядами. МИХАИЛ VI. ИСААК I КОМНИН "Глава XXIV"

Древослав: "Кроме того, нам говорили, что в означенном море есть еще много других островов, среди которых и крупный остров Эстланд, не уступающий по величине предыдущему. Его жители совершенно не знакомы с Богом христиан, они поклоняются крылатым драконам, которым даже приносят в жертву живых людей, приобретая их у купцов; да проверяют весьма тщательно, чтобы на теле у жертвы не было ни единого пятнышка, а иначе, по их словам, драконы ее отвергнут. Рассказывают, что вышеописанный остров расположен вблизи Края женщин, немного выше города свеонов Бирки." Адам Бременский,"Деяние епископов..."

Древослав: "Перед городом мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч" Иоганн Давид Вундерер,1589-1590 гг., описание двух языческих идолов у Пскова

Древослав: И се бысть селище, рекоша Медвежий угол, в нём же насельницы человецы, поганыя веры – языцы, злы суще… Идол, ему же кланяетеся сии, бысть Волос, серечь скотий бог. И сей Волос, в нём же бес живя, яко и страхи мнози твори, стояше осреди логовины, называемой Волосовой… Сему многоказненному идолу и кереметь створена бысть и волхв дан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури… И вельми почтен бысть сей волхв у языцев… ...Но егда входи в сие селище, людии его испустити от клети некоего люта зверя и псов, да растешут князя и сущих с ним. Но Господь сохранил Благоверного князя; сей секирою своею победи зверя. «Сказание о построении Ярославля»

Древослав: "в год 40-й царствования Хлотаря человек по имени Само, по рождению франк, из округа Санского, увлек с собой многих купцов и отправился торговать к славянам, прозываемым винидами. Славяне уже начали восставать против аваров… Когда виниды пошли походом против гуннов, купец Само, о котором я рассказал выше, отправился с ними в поход; и там столь большая доблесть проявилась в нем против гуннов, что было удивительно, и огромное множество их было уничтожено мечом винидов. Узнав доблесть Само, виниды избрали его над собой королем; там он и царствовал благополучно 30 и 5 лет. Во многие битвы вступали против гуннов виниды в его царствование, благодаря его совету и доблести виниды всегда одерживали над гуннами верх. Было у Само 12 жен из рода славян; от них он имел 22 сына и 15 дочерей." Хроника Фредегара, VII в

Древослав: ...от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называются славянами и антами. Славяне живут от города Новиетуна и озера, которое называют Мурсианским, вплоть до Данастра и на севере до Висклы; болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море дела-ет дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра. Эти реки удалены друг от друга на много переходов Иордан, VI в.

Древослав: Быстро примчался Фоас этолиец; могучую пику Вырвал из персей фракийца и, меч обнажив изощренный, В чрево его посредине ударил и душу исторгнул; Сбруи ж похитить не мог: обступали героя фракийцы, Мужи высокочубастые, грозно уставивши копья. Ими, сколь ни был огромен, и крепок, и мужеством славен, Прогнан Фоас; и назад отступил, поколебанный силой. Гомер "Илиада", VIII в. до н.э.

Древослав: У самого Океана (обитают) ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен — круглые щиты, короткие мечи и покорность царям. Тацит

Древослав: "Отсекая головы на своих нечестивых алтарях, держат христианские чаши, полные человеческой кровью, и завывают ужасными голосами: "Достигли мы дня радости, побежден Христос, победил Прилегала [Припекала] победоноснейший!" Епископ Адельгот

Древослав: «Юр`я и Цмок» (то есть Ярило и Змей) «Даўно, даўно тое было - Кругом зямлi мора лягло. А ў моры тым жыў люты цмок, Штодня збiраў з людзей аброк. Давалi цмоку ды аброку - На кожны двор па чалавеку. Аддалi ўжо з кожнага двара, Прыйшла пара ды й на цара. - Цару, цару, прыбiрайся, Цi сам iдзi, цi жонку шлi! Жану сваю пашкадаваў, Дачку-красу к мору паслаў. Сiне мора хвалюецца, Цароўнай цмок любуецца. З сiня мора выплывае, З пашчы агонь выкiдае. Цароўначка спужалася, За бел камень схавалася. Аж скуль ўзяўся ды тут Юр'я, Пагнаў ў мора свайго каня. Прабiў цмока злотым кап'ём Рассек цмока вострым мячом (…)» Белорусский фольклор

Древослав: "Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется "кружением", а именно - в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севернее и прочих славян, которые являются пактиотами росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав" Константин Багрянородный

Древослав: «Радагайс, самый страшный из всех древних и теперешних врагов, внезапно напал и наводнил всю Италию... Он, как это в обычае у такого рода варварских племен, обещал всю кровь римского народа выпить в честь своих богов». Орозий, «История против язычников»

Древослав: «Предсказаниям и бросанию жребия они уделяют больше внимания, чем все другие народы. Их метод бросания жребия прост: они срезают ветвь плодоносящего дерева и делят ее на маленькие кусочки, которые помечают знаками, и случайным образом разбрасывают их на белом полотне. Затем общинный жрец, если судьба вопрошается публично, или отец семейства, если это делается частным образом, после призывания богов, подняв глаза вверх, выбирает три кусочка, по одному за раз, и далее трактует жребий в соответствии с теми знаками, которые нанесены на вытащенные кусочки» Тацит "Германия"

Древослав: "Выведший их из Генет [энет], где стадятся дикие мески [мулы], Племя народов, которые жили в Киторе, Сесаме, Окрест потока Парфения в славных домах обитали" Гомер, Илиада, Песнь Вторая "Сон. Беотия, или Перечень кораблей" "Так, одни утверждают, что генеты — также колонисты одноименных кельтов10, живущих на океанском побережье; по словам других, часть генетов спаслась сюда от Троянской войны из Пафлагонии вместе с Антенором." И далее: "По словам Меандрия, энеты, выступив из страны левкосирийцев, сражались на стороне троянцев; оттуда они отплыли вместе с фракийцами и поселились в самой отдаленной части Адриатического залива; а те энеты, которые не участвовали в походе, сделались каппадокийцами. В пользу этого утверждения, как кажется, говорит то обстоятельство, что во всей части Каппадокии вблизи реки Галиса, простирающейся вдоль Пафлагонии, в ходу оба языка, в которых много пафлагонских имен, например Багас, Биасас, Айниатес, Ратотес, Зардокес, Тибиос, Гасис, Олигасис и Манес" Страбон, География IV

Яросвет: *PRIVAT*

Яросвет: Привожу цитаты Мавро Орбини "Книга историография початия имене, славы, и разширения народа славянского И их Царей и Владетелей под многими имянами и со многими Царствиями, Королевствами, и Провинциами." Текст взят отсюда с пометкой: При распозновании отсканированного текста были внесены следующие изменения: буквы і, ї были объединены в букву і (проблема в качестве оригинала, зачастую сложно отличить эти буквы друг от друга) буква ѯ заменена на "кс" пунктуация в тексте странная, но постарался оставить "как в оригинале" Добавлено разбиение на абзацы (в оригинале текст идет по большей части сплошняком, что затрудняет его восприятие) Народъ же Славянскои, во древніхъ врсменахъ бывши оскуженъ людми учеными; и изначала старался непрестанно, воевати и чініти дѣла достоіные вѣчнои славѣ оружіемъ; а не пекся німало о томъ, чтобъ кто опісывалъ поступки ихъ, и не многіе Історіографы воспомянули о Славянѣхъ. но и то напоміновеніе, учініли болши по прічінѣ ратеи чіненыхъ отъ Славянского народа съ протчіми народы, нежели выхваляли сеи народъ какою свѣтлостію, себѣ непріятелеи, которои народъ оѕлоблялъ. оружіемъ своімъ мало не всѣ народы во Вселеннѣи; разорілъ Персіду; владѣлъ Азіею, и Аѳрікою, білся съ Егіптяны, и съ велікімЪ Александромъ; покорілъ себѣ Грецію, Македонію, Ілліріческую землю; завладѣлъ Моравіею, Шленскою зсмлею, Чешскою, Польскою, и береги моря балтіиского, прошелъ во італію, гдѣ многое время воевалъ протівъ Рімлянъ. Иногда побѣжденъ бывалъ, иногда біючіся въ сраженія, велікімъ смертопобітіемъ Римляномъ отмщевалъ; иногда же біючіся въ сраженіи равенъ былъ. На конецъ покорівъ подъ себя державство Рімское, завладѣлъ многіе ихъ провінціи, разорілъ Рімъ учіня данніками Цесареи Рімскіхъ, чего во всемъ свѣтѣ инои народъ не чінівалъ. Владѣлъ Францыею, Англіею, и уставілъ державство во Ішпаніи; Овладѣлъ лутчіе провінціи во Европѣ: и отъ сего всегда славного народа въ прошедшіхъ временахъ, проізошли сілнѣішіе народы; сірѣчь Славяне, Вандалы, Бургонтіоны, Гоѳы, Острогоѳы, Руси или Раси, Візігоѳы, Гепіды, Гетыаланы, Уверлы, или Грулы: Авары, Скірры, Гірры, Меландены, Баштарны, Пеуки, Даки, Шведы, Норманны, Ѳенны, или Фінны, Укры, или Ункраны, Маркоманны, Квады, Ѳраки; Аллери были блізъ Венедовъ, или Генетовъ, которые засѣли берегъ моря балтіиского, и раздѣліліся на многіе началы; то есть Помераняны, Увілцы, Ругяны, Уварнавы, Оботріты, Полабы, Увагіры, Лінгоны, Толенцы, Редаты, или Ріадуты, Цірціпанны, Кізіны: Эрулы, или Элуелды, Левбузы, Увіліны, Стореданы, и Бріцаны, со мкогіми иными которые всѣ были самои народъ Славянскои: яко же здѣ напреди означено будетъ.

Яросвет: О Славянехъ Ругянехъ. Сіи были сілнѣишіе, и велевластнѣишіе между всѣхъ Славянъ, жітелствовали при мори Венедіцкомъ, или наіпаче посредѣ тѣхъ водъ, имѣюще своего Короля своиственнаго, и преславныи храмъ. Того ради прічітали себѣ и первенство во всемъ ономъ родѣ Славянскомъ предреченнаго моря; къ томуже обдержаху островъ Ругіиски, седмь міль нѣмецкіхъ дліною, такожде равенъ и шіріною; земля такъ плодовіта, что и нынѣ есть жітніца Седунезовъ или Шведовъ, якоже и Сіцілія Рімляномъ. Городъ столныи ихъ Королевственныи Ругяновъ, наріцался Архоне, стоящь на ѕѣло высокомъ мысу острова того. Отъ Востока и отъ Полудни окруженъ моремъ. Стѣнами толіко высокъ, что едва стрѣлою изъ лука достізало до верхности ихъ. Но уже того града не відітся ніже слѣдъ. А отъ Запада былъ велікои, и крѣпкои роскатъ, которои его защіщалъ. Нѣкоторые пісатели полагали Архонъ на иномъ островѣ нареченномъ Вітора, отстоящемъ отъ Ругіи шіріною съ едіну рѣку, разоренъ отъ Гаралда Короля Готфскаго, и отъ Геммінга Короля Датского. Абрамъ Ортеліи пішетъ, что гдѣ былъ Архонъ, древле былъ Венета городъ Славенскои ѕѣло превелічаішъ сущіхъ во Европѣ, и преславенъ къ торгу отъ всѣхъ народовъ. Сеи градъ Венета, пріималъ вся протчыя народы. Однакоже егда тамо пребывали, не было попущено имъ жіти по благочестію хрістіанскому, егоже ради затвердѣлъ всегда въ поганствѣ, даже до своего разсыпанія. Но необрѣтеся народъ учтівѣішіи во обрѣтеніяхъ обычаевъ, и страннопріемнѣішіи и благостенъ паче сіхъ Славянъ гражданъ Венецкіхъ. Которыи градъ Венету Гелмалдъ поставілъ между устія Одеры, и города Камены, гдѣ відятся еще его слѣды, по мнѣнію предреченнаго спісателя; и не отъ иного чего учінілося его разореніе, развѣ отъ несогласія ихъ междуусобнаго. Которыи градъ Король Датскои, собравъ пресілное воіско, и наступівъ на него, взялъ и опустошілъ и разорілъ до основанія; Но жівущіи Ругяне во островѣ Ругіискомъ въ лѣто отъ Хріста 809 учінівъ флотъ 830 караблеи, [моноксіловъ] напали на Королевство Датское съ Фрізіею Восточною, взяли и сожгли городы Алтенбургъ и Нѣжінъ, въ которыхъ взяли безчісленную добычю. О чемъ прогнѣвавшіся Карлъ Велікіи, подвігъ свои воіска, въ лѣто 810 и на двухъ бояхъ кровавѣішіхъ, одолѣвъ ихъ, покорілъ подъ иго Хрістово, наложівъ на ніхъ дань, и пріказалъ имъ имѣти въ почтеніи особлівомъ церковь святаго Віты, которого во оные времена, оные люди по премногу почітали. Платіли усердно Ругяне дань Карлу при его жізни, а послѣ его смерти, оставіли дань купно съ благочестіемъ Хрістіанскімъ, и построіли храмъ во Архонѣ. Въ которои прінесли болванъ Святовіта [которого они называли Святовічь] и толіко мужіе, еліко и жены на всякои годъ пріносіли въ сеи храмъ дань по едіному пѣнязю съ головы, и тако впадше въ грубонечестіе, покланяліся сему ідолу Святовіту, которои былъ учіненъ древяныи, возраста гігантского, о четырехъ ліцахъ, подобіемъ фонаря, дабы отъ всякія страны храма відѣлося ліцо ідолово.

Яросвет: Затвердѣли Ругяне въ заблужденіи Грубіянства на 350 лѣтъ, дондеже Валдемаръ Король Датскои, съ сілнымъ флотомъ соедінясъ съ Казімеровыми и Богославовыми Князеи Померанскіхъ, и Прібіславовыми Государя Обострітовъ Славянъ, вшедши въ Ругію, побѣділъ сіхъ людеи свірѣпыхъ, и возложа осілъ болвану Святовіту на шѣю, пріказалъ разволочіти по всему воіску въ прісутствіи Славянъ. И потомъ разсѣщи на части и сжечъ всенародно. Разсыпалъ храмъ до основанія, со всякімъ служеніемъ побралъ сокровіщъ, и учінілъ указъ, да бы всѣ оставіли ідолослуженіе, и воспріяли служеніе истіннаго Бога, повелѣлъ построіти 12 церквеи своімъ особлівымъ иждівеніемъ, и тако весь островъ учінілъ Хрістіанами. Яромаръ Государь Ругянскіи, утверділъ онымъ людемъ образомъ и частыми поученми своіми вѣру Хрістову, въ сердцахъ шатающіхся онаго народа грубого и прежестокого паче всякого ѕвѣря, которыи былъ ѕѣло упрямъ во обращеніи паче всѣхъ прошчіхъ народовъ Славянскіхъ моря Венедіцкого или Балтіиского. Предреченное же забобонство Святовітово у Ругяновъ имѣющее сілу, стояло многое время въ сердцы у Боемлянъ, дондеже Блаженныи Вічеславъ Князь Боемскіи, далъ имъ Мощи Святаго Віты, ради народного ихъ почітанія; обаче же не возмогъ истребіти весма память ідола Святовіта. Понеже еще и нынѣ Боемляне не сохраняютъ поздравленія частѣишаго и всенароднѣішаго, развѣ подъ провѣщеваніемъ имене Віто, пріемлюще пріятелеи прѣзжающхъ изъ далека съ сіми рѣчми: ВІТЕИ ВІТЕИ; Показующе срадоватіся о ихъ здравіи соблюденномъ дарованіемъ Святовіта. Ідолослуженіе сіхъ Славянъ Венедовъ по частемъ. Въ протчемъ же имѣли въ політікѣ человѣческои изрядные законы, и похвалные обыкности; Понеже убо велікое попеченіе имѣли, да бы дѣти почітали родітелеи и слушаліся, и не обрѣтался у ніхъ нікто убогъ или просітель, за неже егда кто за немощствуетѣ, или остарѣетъ, абіе вручается въ попеченіе наслѣднікомъ, да бы ими человѣколюбезно управляемь былъ и пітаемь. Были ѕѣло угодны и усердны и веледушны въ страннопріимствѣ. Страннопріѣзжеи не требовалъ искати постоялого двора, понеже уже многіе встрѣчаютъ, и многіе на перехватъ просятъ его, чтобъ пріяти изволілъ ихъ угощеніе; И все что пріобрѣтали паханіемъ поль, въ рыболовленіи или въ ѕвѣрінои ловли, харчіли гостемъ, и къ подаянію тщаліся возможностію велічаішею. Тіи, кто былъ тороватѣишъ, да не реку роскошенъ въ сіхъ вещехъ, творіли и морскіе разбои нощію на мори, что бы по утру раздѣліти грабежъ страннікомъ. А ежели за случаи обрящется кто, что откажетъ постои странніку; было позволено всякому за то сожещи его домъ со всѣмъ его веществомъ. Божба у ніхъ была возбранена между ими, понеже мнѣли, что прісяга есть и крівопрісяга тоежде, во гнѣвъ мстітелныи отъ Боговъ. Но которые были поіманы въ какомъ погрѣшеніи непорядочномъ, тѣхъ распінали, утверждающе, что Крестъ не долженъ служіти къ чему иному, развѣ къ казни ѕлодѣевъ. Отъ сего начася гнушаніе толіко Крестомъ, отъ чего мнози человѣцы Святіи и Князи Хрістіане, до поту труділіся обратіти ихъ въ вѣру Хрістову. Аще же и прінуждены были усілствомъ велікімъ воспріяти тую, однакоже часто возвращаліся во ідолослуженіе. Юліискіе въ Помераніи, аки уже послѣдніе осталіся воспріяти вѣру Хрістову, въ лѣто 1220. Магістръ чіна Тевктонскаго, вооружілся на Славянъ Прусовъ, и одолѣвъ ихъ тогда, первое ввелъ вѣру хрістіанскую на языкѣ Нѣмецкомъ, отъ чего погасъ аки весма языкъ Славянъ Прускіхъ.

Яросвет: Имяна Разные, Славян, Венедов. Аще Славяне въ началѣ, какъ заняли мѣста моря Балтіискаго, именоваліся едінымъ именемъ Славянскімъ, однакоже раздѣліліся потомъ въ разные имена, понеже едіни нарекліся Помераняне, имя Пресловутое во древности, значітъ жітелеи при мори. Померія [Поморіе] языкомъ Славянскімъ сказуется Пріморісія. Померанія, прежде прішествія Хрістова имѣла пространнѣишыя граніцы, неже нынѣшніе, и жітелствовали въ неи, во оное время Померане, и Кассубіане. Вілчи и Лютіцы, или Люзіціане, были четыре народа послѣдующіе, тако наречены ради велікія ихъ сілы. Толонцы и Редары, вмѣняліся за едінъ тоиже народъ. Відітся, что тако сіи наречены, отъ города Респра, а другіе отъ рѣки Толенса, блізъ которыя имѣли своя населенія; Редары обітали въ рубежахъ Стетінезовъ, между рѣкъ Пана, и Одра. Цірціпанны, произвели имя свое отъ рѣки Пана, ихъ жітелство было блізъ Грібсвалдіи, Волгаста, и Сондія. Кізіны жіли блізъ города Гуцеговія, и сему оставіли свое имя. Ругяне или Рагіи названые отъ острова Ругіи, якоже Чехи Боемскіе отъ Боеміи; Варнавы тако наіменованы отъ Варнавы рѣки во уѣздѣ Ростоховомъ; Обостріты прітяжали земли Мелгалбургезовъ, Полябы мнітся, что пріняли то имя отъ равніны мѣста. Городъ ихъ, началныи былъ Рацебургъ, перво славенъ ради Графства сего имене, по томъ же ради Епіскопства: Вагіры жіли блізъ Аделзбурха города нѣкогда славнаго ради Епіскопства, которое по томъ пренесено въ Любеку. Лінгоне и Ліны суть тогожде народа, уѣзда нынѣ нареченнаго Луне и Лунебурхъ. Имяна особлівая людеи Славянскіхъ, жівшіхъ въ Славіи Восточнои, между рѣки Албіи и Вядра, нынѣ именуемои Марка Брандебургезска, суть послѣдующая: Віліны, Стодераны, Брізаны, Верлы или Эрулы, со многіми иными именованными отъ Гелмода. Верлы или Эрулы, жіли блізъ рѣки Галвелы, дали имя свое городу Верлъ, въ граніцахъ Обострітовъ, вся страна названа Верлія, нынѣ же Княжество Мехлабуржское. Въ которомъ въ прошедшіхъ временахъ были нѣкоторые грады ѕѣло славны, ради торговъ всѣхъ людеи Сѣверныхъ, и между которыми оные: Вінава, Юлінъ, и Верлія. Арітбертъ Господствовалъ надъ Верлами Славянами и Ругянами моря Балтіиского. Во времена Карла велікаго Імператора. Швенонъ Король Швеціи и Готѳскіи, взялъ за себе въ жену своячіну Арітбертову. Містівои первыи бысть, иже воспріялъ въ старости своеи вѣру Хрістову, дѣіствомъ жены своея Маргаріты, дочери Гендріка Авкупа Імператора. Скончалася порода Арітбертова въ сынѣхъ Гендріковыхъ, въ сынѣ Годоскалковомъ, Канутъ сынъ Гендріка Короля Датского, егда извелася порода Князеи Верлскіхъ, былъ утвержденъ на оное Государство Верлское и Мехлабуржское, отъ Лотарія Цесаря, въ лѣто отъ Хріста 1130.

Яросвет: О Славянехъ Россіискіхъ, или Москвітянехъ. Славяне Россіистіи суть нынѣ отъ іноземцовъ обще зовомы Москвітяне. Сіи осталіся во своіхъ жіліщахъ, егда протчіе ихъ товарыщи и едіносвоясные вышли и пошли, иніи къ морю Германскому, а иніи къ Дунаю, якоже сказано въ началѣ сея кніги; Древніи называли ихъ Роксоланами, и Тоссоланы, Трусоланы, Рушналы, Россіяне и Рутени; нынѣ же названы Россіане, сірѣчь разсѣяны, понеже Россія языкомъ Рускімъ или Славянскімъ знаменуетъ разсѣяніе, наречены тако прічіною не малою; понеже люди Славяне, овладѣли всю Сармацію Европскую, и часть Азіи; егда съ начала вышли изъ Скандіи. Преселенцы Славянскіе разсѣяліся и расточіліся отъ Океана мерзлаго, даже до моря Медітерранского, [средіземнаго] и залівы Адріатскія, и отъ моря Болшаго, даже до Океана Балтіискаго. Наіпаче послѣ того разсѣянія первоначалного, Россіяне Славяне имянно послали своіхъ преселенцовъ во Фландрію, гдѣ за тое, люди отъ ніхъ основаные, названы суть Рутенами, что и Греки дали имя Славяномъ споросъ [сѣмя] сірѣчь народъ разсѣянныи. Славяне Руси, жіли всегда внутри Сармаціи Европскои, гдѣ обрѣтаются и нынѣ, разшірівше же много свое державство, прогнаніемъ всѣхъ протчіхъ народовъ бліжніхъ, или прінужденіемъ жіти по ихъ обычаю, подобнѣ яко Царство Россіиское протязается уже отъ Дона рѣки, отъ моря Меотіискаго съ востока; отъ Літвы же до рѣкъ Певце и Полмы; отъ Сѣвера, отъ Лівоніи Пруски и Полщи. Съ запада, отъ рѣки Тіра или Днестра, и горъ Сарматскіхъ съ полудни, въ которомъ разшіреніи, обьемлется Югарія или Югра правінцыя отечество Гунновъ. Изъ которыя изшедше, заняли Полщу и подъ вожденіемъ Аттіловымъ, повоевали многіе правінцыи Европскіе, того ради не тщая слава о Россіанехъ, что ихъ подданные въ прешедшіхъ временѣхъ, покоріли себѣ прекраснѣишые страны Европскіе. Егда бо сіи Россіане жіли въ Сармаціи, всегда показываліся люди естественновоенные, и всегда неукротімы; Во время егда Помпеи велікіи воевалъ протіву Міѳрідата Царя Понтскаго, Россіане пріведени отъ Тасоваза или Тазія, Государя ихъ, развращеніе велікое учініли протіву реченнаго Царя Понтскаго, въ споспѣшеніе своего союза съ Рімскімъ державствомъ. Оружіе же у ніхъ было, сабля, лукъ, копіе, пансырь, и щітъ изъ кожи воловои; которое неирестанно употребляли, не токмо протіву сосѣдовъ, но и протіву протчіхъ людеи далнѣішіхъ и славнѣішіхъ. Во время Віспесіана Цесаря преѣхавше Дунаи и порубівъ два полка салдатъ Рімскіхъ, вошли внутрь въ Мізію, и тамо убіли Агріппа бурмістра и презідента; и отъ того времени обжіліся въ Мізіи Ілліріческои, отъ ніхже названа Ращія. Были въ товаріщехъ во всѣхъ походахъ воінскіхъ съ Готѳами, которые разоріли Европу, и иные страны; стужали многажды державству Греческому; при Львѣ Лакапенѣ Царѣ Константінополскомъ: Подняли флотъ корабелныи о пяти надесяти тысящахъ судовъ Моноксіловъ въ морѣ болшемъ, и вооружівше тои множествомъ полковъ съ превелікімъ чісломъ, обыдоша градъ Константінополь, тожде паки учініли при державѣ Константіна Мономаха. Въ сіхъ двужъ походѣхъ, побіли многіхъ Грековъ, и возвратіліся въ домы, со многіми добычами богатѣішыми. Въ лѣто же отъ созданія міра ???(6886 взято из Итальянского оригинала) [по исчісленію ихже Россіанъ] Велікіи Князь Россіискіи Дімітріи, побѣділъ на баталіи полевои Велікаго Хана Татарскаго Мамая, и по трехъ лѣтѣхъ по томъ, паки сошелся ратоватіся съ предреченнымъ Ханомъ, дондеже его разбілъ и истребілъ, что земля на трінадесять міль разстояніемъ, покрылася мертвыми въ томъ сраженіи; Кто желаетъ знати всѣ дѣла преславныя народа Россіиского, наідетъ тыя собраны въ кнігахъ Іеремія Рускаго, Сігізмунда Герберштеіна, и Францішка Бізія Бергамскаго и Краковыты, которыи опісалъ испытно двѣ Сармаціи Частичный перевод (Ю. Е. Куприкова), с итальянского оригинала, этого отрывка: Когда все остальные славяне оставили Сарматию и направились кто к Немецкому морю, кто, избрав иной путь, к Дунаю, московиты остались на своих исконных землях. Древние писатели называли их по-разному. Элий Спартиан и Капитолин в «Жизнеописании Пия» и Флавий Вописк в «Жизнеописании Аврелиана» называли их роксоланы, Плиний называл их токсоланы, Птолемей — троксоланы, Страбон — расналы и роксаны, Рафаэль Волатеранский и многие другие называли их рутенами. Сейчас же их принято называть русскими, т.е. рассеянными, так как по-русски или по-славянски Россея означает не что иное, как рассеяние. И не без основания прозвали их руссами или рассеянными, ведь после того, как славяне заняли всю Европейскую и часть Азиатской Сарматии, их колонии рассеяны от Ледовитого океана до Средиземного моря и Адриатического залива, от Большого моря до Балтийского Океана. более того славяне руссы, по свидетельству Иоахима Мейера(I), высылали колонистов и во Фландрию, где их теперь называют рутенами. По этой же причине и греческие писатели, как сообщает Прокопий Кессарийский, называли их споры, т.е. рассеянный народ. Сейчас, как и в прежние времена, живут они в Европейской Сарматии, значительно раздвинув силой оружия границы своей империи. Как пишет Сигизмунд Герберштейн, руссы потому достигли такого могущества, что все иные народы, жившие среди них, они либо изгнали, либо заставили принять их образ жизни. Таким образом, держава руссов простирается на востоке до реки Танаис и Меотийского болота, на севере до Литвы и реки Певки, а также до другой реки по имени Польма, отделяющей Русь от Финляндии, которую, говорит Герберштейн, руссы на своем языке называют Хайнска Земля, на западе до Ливонии, Пруссии и Польши, на юге до Сарматских гор и реки Тирас, называемой теперь Нисто. Среди указанных земель находится также Югария или, как ее называют руссы, Югра, из которой в прошлом вышли гунны и, заняв Паннонию, под предводительством Атиллы разгромили многие страны Европы. Поэтому руссы гордятся тем, что их подданные в прежние времена подчинили себе великие страны в Европе. Итак, живя в Сарматии, руссы, как сообщают Джамбулари и Гюнтер, прослыли за людей воинственных и неукротимых. В прежние времена именно они оказали помощь Римской Империи в войне, которую Помпей Великий вел с понтийским царем Митридатом. Руссы под началом князя Тазоваза (Страбон и Блонд называют его Тазий) сражались на стороне Помпея. По свидетельству Страбона, вооружение руссов состояло из меча, лука, копья, панциря и щита из бычьей шкуры. Вели они нескончаемые войны не только с соседями, но и с другими, весьма далекими от них народами, царствами и империями. Ведь еще во времена императора Вителлия, как сообщает Иоанн Авентинский, они переправились через Дунай и, разбив два легиона римских солдат, вторглись в Мезию и убили консуляриса и наместника Агриппу. С тех пор, пишет Михаил Салонитанский, они осели в Иллирийской Мезии и стали называться рассианами. Принимали они участие и в опустошительных походах готов в Европу и другие страны. При этом, по свидетельству Герберштейна, по имени предводителей тех походов всех их называли готами. Нанесли руссы большой урон и Греческой Империи. При императоре Льве Лакапене в Большом море флотилия из 15 000 парусных судов с неисчислимым, как пишет Зонара, количеством воинов внутри осадила Константинополь. То же повторилось и при императоре Константине Мономахе. На основании этого можно судить о величии и могуществе славянского народа, сумевшего в короткое время создать столь великий флот, что прежде никакому другому народу не удавалось. Однако греческие писатели, стремясь возвеличить деяния своего народа, пишут, что руссы вернулись домой почти с пустыми руками. Еремей Русский в своих анналах, напротив, свидетельствует о том, что руссы перебили многих греков и вернулись домой с большой добычей. В 6886 году от сотворения мира (по русскому летоисчислению) великий князь Руси Дмитрий одержал победу над царем татар Мамаем. Через три года после этого он вновь сошелся в битве с этим царем и, как пишет Герберштейн, нанес ему столь сильное поражение, что земля более чем на тринадцать миль вокруг была завалена трупами павших в битве. Я обхожу теперь молчанием другие достойные деяния этого могущественного народа, поскольку в намерения мои не входит написание анналов, я хочу лишь вкратце упомянуть наиболее достойные деяния славянского народа. Тем, кто пожелает узнать все подробности, советую обратиться к анналам Еремея Русского, Сигизмунда Герберштейна, а также Франческо Бизио из Бергамо, который долго жил в Руссии и описал дела этого государства. Упоминает руссов и Сабелликус (III). Не так давно один автор из Кракова дал подробное описание обеих Сарматий. ... Едінъ списатель, нареченныи Ламбертъ, которыи напісалъ Історію Германскую, прежде шестисотъ лѣтъ, глаголетъ: что въ лѣто 960 прішлі послы народа Россіискаго ко Оттону Цесарю просіти да пошлетъ имъ каковалібо Епіскопа, которыи бы своімъ ученіемъ и проповѣдію насаділъ благочестіе Хрістіанское между ими, и что отъ реченнаго Цесаря былъ посланъ Адалберта, которыи отъ ихъ гонітелствъ едва убѣжалъ изъ рукъ ихъ. Мнѣнія же и возвѣщенія онаго спісателя суть ли истінна [якоже вещію не безъ свідѣтелственно, еще же и истінно что во оное время Россіа воспріяла начертаніе буквъ отъ изобрѣтенія Кірілла Архіепіскопа, законоположенія Рімскаго, Апостола Славянъ Моравлянъ, и учітеля Адалбертова] потребно заключіти, что проповѣди и посланіе реченнаго Епіскопа Адалберта, имѣли малъ; или ніедінъ плодъ, или яко Россіа обратілася паки скоро во ідолослуженіе; или еще, аще реченныи списатель погрѣшілъ, потребно вѣріти что онъ ослѣпъ въ равногласіи Руссіи Ругянъ, понеже Адалбертъ былъ истінно Апостоломъ реченныя Ругіи, и Архіепіскопъ Магдебургу. Еще же можетъ быти что реченныі Албертъ возвратівшіся изъ Руссіи безъ событія, утверділся потомъ въ Ругіи: отъ чего разность мнѣніи спісателскіхъ въ семъ членѣ пребываетъ разрѣшена и успокоена. С интереснейшей главой "Начало Знаменателства Имене Славянскаго." имеющей перевод на современный язык можно ознакомиться здесь. Дабы окончательно не перегрузить тему, изменив ее форме в виде цитат, предлагаю всем интересующимся ознакомится с полным текстом

Яросвет: *PRIVAT*

Древослав: "Тем временем Уффи, имевший чрезвычайно честную дочь, приказом обещал мужу, убившему бы Хаддинга, её в награду. Этим был соблазнен один муж, по имени Тунинг (55), собравший отряд бьярменов (56), был уверен в своей победе. Хаддинг хотел уже напасть на него, но возвращаясь из Норвегии флотом, он видел на берегу старика машущего плащом, привлекая пристать к берегу. Дружинники его сопротивлялись этому, говоря, что будет это губительно их поездке, но он взял сего мужа на борт, а тот научил его тому, как расставить свои отряды. Муж сей расставил ряды таким образом, что в первом ряду было два мужа, во втором четыре, а в третьем было уже восемь, и подобно же удваивал он каждый ряд. Также старик предложил, что крылья пращников стоят позади крайнего ряда, а и с ними рядом лучники. Так, когда конники стали клином, он воеводствовал за воинами, и из сумы, что была за шеей его, метнул камень. Это казалось малым в начале, но скоро то стало великим. И тогда с десяток стрел взметнулось разом, будто бы градом, на врагов, ранив многих. Тогда мужи Бьярмии сложили оружие лукаво, своими заклятьями закрыв небо грозовым облаком, и радостно растворились в воздухе под мрачным проливным дождем. Но старик, по другую руку, сдвинул облако, вызвав сильный шторм, сменив дождевые капли туманной преградой. Так победил Хаддинг, но старик, расставаясь с ним, предсказал, что погибнет он не от врага своего, но от руки своей. И потом он запретил ему славиться неясными походами и вести приграничные войны за границей. " Вот это реальная история! Вот это - волхв. Боевой колдун и предсказатель. А умение изменять облик или даже пропадать совсем применялось русами (и вообще, германцами) ещё во времена войн с Римом. Традиция построения войск клином (или "свиньёй") так же активно применялась русами.

Древослав: По словам хрониста XI века Ламперта Герсфельдского: «973 г.: Император Оттон Старший вместе с Младшим пришёл в Кведлинбург и отпраздновал там 23 марта Святую Пасху. Туда с богатыми дарами прибыли послы многих народов, а именно римлян, греков, беневентцев, италийцев, венгров, данов, славян, болгар и русских.» Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий герцог Швабии Конрад I) выдал замуж свою дочь за «короля ругиев». По разным версиям либо за Владимира, либо за Ярополка.

Лютомир: Неизвестно, кто в начале властвовал над Русскими, ибо у них не было письмен , при помощи которых они могли бы предать памяти потомства свои деяния. После же того как царь Константинопольский Михаил послал в Булгарию в 6406 году от сотворения мира Славянские буквы, они тогда впервые начали записывать и заносить в свои летописи не только то, что совершалось тогда, но и то, о чем они узнали от предков и удержали в памяти за долгий промежуток времени. Из этих летописей известно что народ Козары обложили некоторых русских в качестве дани беличьими шкурками с каждого дома, а точно также, что над ними властвовали Варяги. Но я не мог узнать у них что-нибудь наверно ни про Козаров, кроме их имени, ни откуда они, ни кто они, ни точно также про Варягов. Но если принять во внимание, что они сами именуют Варяжским морем море Балтийское и то, которое отделяет от Швеции Пруссию, Ливонию, а затем и часть их собственных владений, то я лично полагал, что князьями их были, по соседству, или Шведы, или Датчане, или Пруссы. Далее, по-видимому, славнейший некогда город и область Вандалов, Вагрия, была погранична с Любеком и Голштинским герцогством, и то море, которое называется Балтийским, получило, по мнению некоторых, название от этой Вагрии, и при том само оно и тот залив, который отделяет Германию от Дании, равно как Пруссию, Ливонию и, наконец, приморскую часть Московского государства от Швеции, и доселе удерживают у русских свое название, именуясь Варецкое море, т.е. Варяжское море; сверх того, Вандалы в то же время были могущественны, употребляли наконец, русский язык и имели Русские обычаи и религию. На основании всего этого мне представляется, что Русские вызвали своих князей скорее из вагрийцев, или Варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верой, обычаями и языком. Итак, когда Русские стали однажды состязаться друг с другом о верховной власти и, разжигаемые пламенем взаимной ненависти, стали спорить, причем между ними поднялись сильнейшие раздоры, то Гостомысл, муж и благоразумный, и пользовавшийся большим влиянием в Новгороде, посоветовал послать к Варягам и побудить принять власть трех братьев имевших там большое значение. (Герберштейн С. Записки о московитских делах. — СПб., 1908. — С. 3,4)

Древослав: "аче будеть княжь моужь или тиоуна княжа; аще ли будеть русинъ, или гридь, любо купець, любо тивунъ боярескъ, любо мечникъ, любо изгои, ли словенинъ, то 40 гривенъ положит и за нь" Русская правда

Лютомир: В лЂто 6568 [1060 г.]. Преставися Игорь, сынъ Ярославль. Того же лЂта Изяславъ, Святославъ, Всеволод, Всеславъ совокупиша вои бещисла и поидоша на конех, в лодиях , бещисленое множество, на Торкы . Слышавши же се Торци, убояшася, пробЂгоша и до сего дни; помроша бЂгающе, гнЂвомъ божиимъ гоними: ови от зимы изомроша, другыи же гладомъ. Тако богъ избави крестиянъ от поганых. Потом же ходи Изяславъ на Сосолы и дань заповЂда даяти по 2000 гривенъ; они же поручьшеся и изгнаша даньникы; на весну же, пришедше, повоеваша села о ЮрьевЂ, и город и хоромы пожгоша, и много зло створиша, и Плескова доидоша воююще. И изидоша противу имъ плесковицЂ и новгородци на сЂчю, и паде Руси 1000, а Сосолъ бещисла. Новгородская первая летопись младшего извода

Древослав: «Затем Хакон конунг поплыл на восток вдоль берегов Сканей и разорял страну, брал выкупы и подати и убивал викингов, где он их только находил, как датчан, так и вендов». Сага о Хаконе Добром, VIII

Лютомир: Въ лЂто 6695 [1187]. Поставленъ бысть архиепископъ новгородьскыи 7 Гаврила мЂсяця марта въ 29, на святого Варихисия, и приде Новугороду мЂсяця маия въ 31, на святого мученика Ермиа; и ради быша новъгородьци. Томь же лЂтЂ преставися игуменъ МоисЂи у святыя Богородиця Антонове манастыри, и поставиша на мЂсте его Волоса. Въ то же лЂто громъ бысть страшьнъ зЂло и мълния; прищьдъшмъ съ кресты от святыя София къ святому Михаилу и поющимъ 9 пЂснь, и шибе громъ и мълния, и падоща вси людье, и церкы загореся; нъ богъ своею милостию 8 и молитвами святого Михаила /л.48./ и не бысть беды церкви а 2 человЂка быста мьрътва. Въ то же время избьени быша печерьскеи и югърьскии 9 въ Печере, а другии за Волокомь, и паде головъ о сте къметьства. Томь же лЂтЂ бысть знамение въ солнци въ полъдни 10, и бысть яко мЂсяць, и съмерчеся, и по мале времени напълнися и пакы просвЂтися, мЂсяця септября въ 9. Въ то же лЂто выгнаша новгородьци \39\ князя Мьстислава Давыдовиця, и послаша къ ВсЂволоду Володимирю по Ярослава по Володимириця; и въниде въ Новъгородъ, и седе на столЂ мЂсяця ноября въ 20. Новгородская первая летопись старшего извода

Лютомир: Согласно Повести временных лет, народ Русь участвовал в призвании Варягов Руси. Далее цитата. рѣша . Русь . Чюдь [и] Словѣни . и Кривичи. всѧ землѧ наша велика и ѡбилна . а нарѧда в неи нѣтъ . да поидѣте кнѧжитъ и володѣти нами . и изъбращасѧ . г҃ . братьӕ . с родъı своими. [и] І поӕша по собѣ всю Русь . и придоша старѣишии Рюрикъ [сѣде Новѣгородѣ] К. а другии Синеоусъ на Бѣлѣѡзерѣ . а третии Изборьстѣ. Труворъ . [и] І ѿ тѣхъ [Варѧгъ] Л прозвасѧ Рускаӕ землѧ Новугородьци ти суть людьє Нооугородьци ѿ рода Варѧжьска . преже бо бѣша Словѣни. Лаврентьевский список ПВЛ

Лютомир: 844. Папа Григорий покинул земную жизнь и его наследником стал папа Сергий. И граф Бернард был убит Карлом. И Пипин, король Аквитании, сын Пипина, вместе с сыном Бернарда разбил войско Карла. И там же был убит аббат Гуго. В том же году король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл, остальные же [короли] пришли к нему и принесли клятву верности. Когда он ушел, они тотчас нарушили ее. После этого Лотарь, Людовик и Карл собрались в Диденхофене и, после совещания, расстались в мире. 845. В округе Вормсфельд дважды произошло землетрясение: первый раз в ночь на вербное Воскресение, второй раз в святую ночь воскрешения Христова. В том же году во многих местах язычники наступали на христиан, но из них было сражено фризами более 12 тысяч. Другая часть их устремились в Галлию, и там погибло из них более 600 человек. Однако Карл, по причине своей [военной] праздности, отдал им многие тысячи фунтов золота и серебра, чтобы они ушли из Галлии; что они и сделали. Несмотря на это, были разрушены очень многие святые монастыри, и они увели в плен многих христиан. В то время, когда это произошло, король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рорик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели. Ксантенские анналы, XI в.

Лютомир: «Тем временем, рутены, после того, как стало известно о вере и обращении штетинцев, и поскольку в христианстве они глубоко(надежно) укоренились (укрепились), отвратили себя от общества их(общения с ними), всю торговлю взаимную и предприятия торговцев разрывая от негодования, как-будто(словно) с народом другим по вере уже иметь связи в таких [делах] не должны. Они же (рутены) многократно многими проповедниками к вере призывавшиеся, снова никак не хотели обращаться(приходить к вере) , но в то время как одни из них верили, другие - не верили, а также живя по большей части по языческим обычаям, не позволяли всходить там семенам веры, словно через удушение тернием. Рутения же граничит с данами, и более того, Рутения должна подчиняться архиепископу данов. Но у народа, отвергающего веру католическую, излишним является, чтобы священники спорили о границах парафии(приходов). Рутены мало-помалу из-за возраставшей ненависти, начали открыто противостоять народу штетинскому, и сначала они прогоняли корабли их от берегов своих, а потом по постановлению общины врагами их объявили, Оттону епископу объявив – когда услышали, что с проповедью хочет идти к ним – чтобы он никогда не приближался к границам их. Они говорили, что он ничего не найдет у них, кроме тяжких мучений и верной смерти». Герборд, «Беседа о житии Отто Бамбергского»

Древослав: "Наконец, он так усмирил все варварские и дикие народы, что населяют Германию-между реками Рейном, Висулой, а также океаном и Данубием (народы те почти схожи по языку, но сильно отличаются обычаями и внешностью), что сделал их данниками. Среди последних самые замечательные [народы]: велатабы, сорабы, ободриты, богемцы; с ними Карл сражался в войне, а остальных, число которых гораздо больше, он принял в подчинение [без боя]." Эйнхард "Жизнь Карла Великого"

Яросвет: “ANNO DOMINI CCC LXXVII ODOACER REX RHUTHENORUM GEPPIDI GOTHI UNGARI ET HERULI CONTRA ECCLESIAM DEI SEVIENTES BEATUM MAXIMUCUM SOCIIS SUIS QUINQUA GINTA IN HOC SPELEO LATITANTIBUS OB CONFESSIONEM FIDEI TRUCIDATOS PRECIPITARUNT NORICORUM QUOQUE PROVINCIAM FERRO ET IGNE DEMOLITI SUNT”. Перевод: “Лета Господня 477. Одоакр, король рутенов, гепиды, готы, унгары и герулы свирепствовали против Церкви Божьей, сбросили со скалы блаженного Максима с его 50 товарищами, которые спасались в этой пещере, а провинцию Норик опустошили мечом и огнем”. Сохранившаяся до наших дней надпись датируется началом XVIв., однако, очевидно, она имеет более древние истоки. Итак, Одоакр, легендарный предводитель "северных варваров" в центральной Европе, низложивший последнего императора Западной Римской Империи Ромула Августула и господствовавший после этого в Италии, в надписи назван "королем рутенов". Источник

Древослав: Франкский хронист Адемар Шабанский пишет о русах рубежа X-XI вв.: «пришёл в Россию некоторый греческий епископ… и заставил их принять обычай греческий относительно рощения бороды и всего прочего».

Древослав: Ордерик Виталий "Церковная история": Leuticia... Deum... Guodenen et Thurum Freamque То есть Боги лютичей - Годан/Водан, Тор, Фрея. хотя по контексту похоже, что указаны просто главные Боги германцев,а не конкретно лютичей. Тем не менее любопытно. https://pp.vk.me/c617620/v617620796/1dbd9/qMTChk7DPD8.jpg

Древослав: Clement Adams (1519-1587), второй капитан экспедиции Ричарда Ченслора (Richard Chancellor), посетивший в 1553-1554 гг. Московское государство и оставивший записки с описанием своего путешествия. Сами записки именуются «Anglorum navigatio ad Moscovitas» и содержат любопытное наблюдение о языческом обряде то ли башкир, то ли булгар, то ли чудом уцелевших русов-идолопоклонников: «В областях, смежных с Татарами, живут Московитяне идолопоклонники, обожающие весьма славный у них идол, известный под именем золотой телицы (uitulae, uetulae, Бабы?). Когда угрожает им какое либо большое несчастие, как то: голод, война, моровая язва и проч., то они тотчас прибегают к оному и советуются с ним, следующим образом. Повергшись пред истуканом, сперва приносят ему свои мольбы; потом ставят по средине барабан, который избранные по жеребью окружают и кладут на него золотую лягушку. После сего бьют по барабану палкою, и к кому упадет лягушка, того немедленно убивают до смерти. Умерщвленный, неизвестно каким очарованием идола, оживши, изъясняет причины постигших бедствий. Умилостивя таким образом идола, они разходятся по домам, в надежде скоро избавиться от общего несчастия». Публикация записок 1838 года содержит несколько иной перевод этого интересного момента, а также некоторые наблюдения о религиозных особенностях московитян: «В смежности с Татарами живут идолопоклонники. Славный идол их называется золотою телицею. Если случится общественное бедствие, как-то; голод, война или язва; то они вопрошают идола следующим образом: народ повергается пред ним на землю и молится; по средине ставится тимпан; вкруг него ложатся, кому выпадет жребий; на тимпан кладут серебряную жабу, и по тимпану ударяют палочкой. На кого упадет жаба, того на месте убивают; - не знаю каким волшебством, - он тотчас оживает (!) и открывает причину бедствия. Таким образом идола умилостивливают и бедствие проходит. ... По мнению Русских, изваянных изображений Святых в храмах иметь не должно, потому что они покупаются у делающих кумиры. ... Нельзя пройти молчанием следующего обыкновения Русских: мертвому кладут в руки бумагу, на которой написано, что он Русский, исповедал Русскую Bеpy и в ней скончался. Нас они почитают только полухристианами, а себя истинными».



полная версия страницы