Форум » Вопросы » Цитатник » Ответить

Цитатник

Древослав: Предлагаю выладывать сюда все попадающиеся вам исторические цитаты из первоисточников (летописи, хроники, жития и т.п.), касающиеся Руси и русского язычества. При содействии общества Тризна.

Ответов - 50, стр: 1 2 3 All

Древослав: Патриарх Фотий в послании восточным патриархам: "…даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!..." Фотий описывает участь населения Византии во время похода Руси на Царьград: "Можно было видеть младенцев, отторгаемых ими от сосцов и молока, а заодно и от жизни, и их бесхитростный гроб — о горе! — скалы, о которые они разбивались; матерей, рыдающих от горя и закалываемых рядом с новорожденными, судорожно испускающими последний вздох… не только человеческую природу настигло их зверство, но и всех бессловесных животных, быков, лошадей, птиц и прочих, попавшихся на пути, пронзала свирепость их; бык лежал рядом с человеком, и дитя и лошадь имели могилу под одной крышей, и женщины и птицы обагрялись кровью друг друга..." Свидетельствует Никита Пафлогонянин в своем сочинении начала X века: "В это время запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому понту [Чёрному морю] прийдя к Стенону и разорив все селения, все монастыри, теперь уж совершал набеги на находящиеся вблизи Византия [Константинополя] острова, грабя все [драгоценные] сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал. Кроме того, в варварском порыве учинив набеги на патриаршие монастыри, они в гневе захватывали все, что ни находили, и схватив там двадцать два благороднейших жителя, на одной корме корабля всех перерубили секирами." Арабский путешественник Ибн Фадлан: "Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл (Итиль - Волга). Я не видал людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, причем со всем этим он никогда не расстается. В случае, если между двумя лицами возникнет ссора и спор, и их царь не в силах достигнуть примирения, он выносит решение, чтобы они сражались друг с другом мечами, и тот, кто окажется победителем, на стороне того и правда." Арабский географ Ибн Русте описывает обычаи русов: "Когда у кого из них родится сын, то он берет обнаженный меч, кладет его пред новорожденным и говорит: "не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретешь себе этим мечом"... Они мужественны и храбры. Когда нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего. Женщинами побежденных сами пользуются, а мужчин обращают в рабство. Они высокорослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях, а все свои набеги и походы совершают на кораблях... " Свидетельство багдадского книжника Ибн Мискавейха (X в.) о набеге русов на азербайджанский город Бердаа: "Народ этот могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегают ни один из них, пока не убьет или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие... Сражаются они копьями и щитами, опоясываются мечом и привешивают дубину и орудие, подобное кинжалу. И сражаются они пешими..." Описание страны русов из арабского географический трактата "Худуд ал-Алам": "Это обширная страна, и жители ее злонравны, непокорны, имеют надменный вид, задиристы и воинственны. Они воюют со всеми неверными, живущими вокруг них, и выходят победителями. Властитель их назывется Рус-каган... Куйяба (Киев) — это город русов, расположенный ближе всего к землям ислама. Это приятное место и место пребывания их властителя. Оно производит меха и ценные мечи. Слаба — приятный город, из которого всегда, когда царит мир, выходят они для торговли в области Булгара. Уртаб — город, в котором убивают чужеземцев всегда, когда они посещают его. Он производит весьма ценные клинки и мечи, которые можно согнуть вдвое, но как только руку убирают, они возвращаются в прежнее положение..." Аль Масуди о набеге русов на азербайджанское и ширванское побережье Каспийского моря: "И Русы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников [для нападений] и жгли. Народы, обитавшие около этого моря, с ужасом возопили, ибо не случалось с древнейшего времени, чтоб враг ударил на них здесь, а прибывали сюда только суда купцов и рыболовов." Из "Жития св. Георгия Амастридского": "...Было нашествие варваров, росов - народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они - этот губительный и на деле, и по имени народ, - начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигнул наконец и до отечества святого (св. Георгия), посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их [нечестивые] алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убийство девиц, мужей и жен; и не было никого помогающего, никого, готового противостоять..." Из западных источников: "Остров Руге (Руян) в Балтийском море давно славился славянскими пиратами, наводившими ужас на немецких и датских купцов. Репутацию свирепых морских разбойников славянская братина получала за беспредельную свирепость и бесконечные войны, которые она вела со всеми соседями. " "Серапион, наследовавший от Митрофана звание епископа Владимирского, со скорбью обвинял христиан во множестве грехов (конкретно – разбой, грабеж, пьянство, прелюбодейство, лихоимство, обида, воровство, скупость, лжесвидетельство, гнев, ярость, злопамятство, ложь, клевета и ростовщичество) и сравнивал их с язычниками, которые «закона Божьего не ведая, не убивают единоверцев своих, не грабят, не обвиняют понапрасну, не клевещут, не крадут, не зарятся на чужое; никакой язычник не предаст брата, а если кого постигнет беда, то искупят его и в нужде помогут ему, и найденное на торгу всем покажут». Далее он снова обвиняет своих единоверцев: «Братьев своих грабим, неверным их продаем, если смогли бы – доносами и завистью свели бы друг друга». Вот как писал Купале в XVI веке игумен Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Памфил: «Егда бо приидет праздник… мало не весь град возмятется, и в селах возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плесканием и плясанием; женам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверные песни, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление». «Издавна мы, греки, называем богатырей сих россичами или руссами. Мужи росские доблестные воины. При набегах немного рабов взять удается от них, ибо неволе предпочитают все они смерть» (Захарий Ритор, 5 век) «Они любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению. Храбры, в особенности в своей земле, выносливы: легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и пище. Юноши их очень искусно владеют оружием... Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как другие народы в течение неограниченного времени... предлагают им выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, где они находятся, на положении свободных и друзей.». (Маврикий, 6 век)

Древослав: Новгородская первая летопись мл. извода, ок. кон. XI в.: «В лѣто 6352 [854]… И бѣша мужи мудри и смысленѣ, нарѣчахуся Поляне, и до сего дне от них же суть кыянѣ; бяху же поганѣ, жруще озером и кладязем и рощениемъ, якоже прочии погани… В лѣто 6488 [980]… И пакы нача княжити Володимеръ в Киевѣ, и постави на холмѣ внѣ двора теремнаго: Перуна древяна, а главу сребрену, а усъ златъ, и Хоръса и Дажьба и Стриба, Сеимарекла, Мокошь. И жряху имъ, наричюще их богы, и привожаху сынови свои и дщери, и жряху бѣсомъ, и оскверьняху землю требами своими; и осквернися земля Руская кровьми и холмъ тъи … Володимиръ же посади Добрыню в Новѣгородѣ, уя своего. И пришед Добрыня къ Новугороду, постави Перуна кумиръ над рѣкою Волховомъ, и жряху ему людие новгородстѣи акы богу… В лѣто 6491 [983]. Иде Володимеръ на Ятвягы, и побѣдѣ Ятвягы, и взя землю их. И прииде Кыеву, и творяще требу кумиромъ с людьми своими. И рѣша старци и боляре: “мещем жребьи о отрока и дѣвицю; на него же падеть, того зарѣжемъ богомъ”. И бяшет Варягъ единъ, и бѣ дворъ его, идеже есть церкви святыя Богородица, юже созда Володимеръ. Бѣ же Варягъ тои пришелъ из Грекъ, и держаше втаинѣ вѣру крестияньску; и бѣ у него сынъ красенъ тѣломъ и душею, и на сего паде жребии по зависти дияволѣ. Не терпяшет бо диаволъ, власть имыи надо всѣми, а сьи бяшеть акы тернъ въ сердци; и тщашеся потребити оканныи, и наусти люди. И рѣша пришедше послании к нему, яко “паде жребии на сынъ твои, понеже бо изволиша его бозѣ наши себѣ, да створимъ требу богом”. И рече Варягъ: “не суть бо бози, нь древо; днесь есть, а утро изъгниеть; не ядят бо бози, ни пиють, ни молвят, нь суть дѣлани руками во дрѣвѣ секирою и ножемъ; а богъ есть единь, емуже служать Грецѣ и кланяются, иже створилъ небо и землю. и звѣзды, солнце, луну и человѣка, и далъ есть ему жити на земли; и ваши бози что сдѣлаша; а сами дѣлани суть. Не дам сына своего бѣсомъ”. Они же, шедше, повѣдаша людемъ; абие же онѣ народѣ, вземше оружье, поидоша на нь и обоидоша дворъ около его. Оному же стоящу на сѣнех съ сыномъ своимъ, и рѣша ему: “вдаи сына своего, да вдамы богом”. Он же рече: “аще суть бозѣ, то пошлют единаго бога и поимуть сынъ мои; а вы чему перетеребуете имъ”. И абие онѣ народѣ кликнуша велиимъ гласомъ, и подъсѣкоша сѣни под нима, и тако побиша я… В лѣто 6600 [1092]. Наидѣ рана на Полочаны, яко нѣкако бяше ходити по улицамъ, яко мнѣти вои множество, а конемъ копыта видѣти; да аще кто изъ избѣ вылазяше, напрасно убиенъ бываше невидимо…» Повесть временных лет (Ипатьевская летопись), нач. XII в.: «В лѣто . ҂s҃ . у҃ . е҃ı [6415(907)] ❙ Іде Ѡлегъ на Грѣкы… цс̑рь же Леѡпъ съ Ѡлександром̑ . миръ ство̑риста съ Ѡльгом̑ . имъшесѧ по дань и ротѣ заходивше межи собою . целова̑вше сами крс̑тъ . а Ѡльга водиша и мужии єго на роту . по Рускому закону . клѧшасѧ ѡружьємь своимъ . и Перуномъ бм҃ъ своимъ . и. Волосом̑ скотьимъ бг҃омъ . и оутвердиша миръ… В лѣто . ҂s҃ . у҃ . н҃г . [6453(945)] Присла Романъ и Костѧнтинъ . и Стефанъ слы къ Игореви̑ . построити мира пѣрваго… Игорь же призва посльı Грѣцкыӕ рєх̑ . молвитє . что вы казалъ цс̑рь . и ркоша сли цс̑рви . се посла ны цс̑рь . радъ єсть миру и хочєть миръ имѣти съ кнѧзєм Рус̑кымъ и любовь . и твои сли водили суть цс̑рѧ нашєг̑ ротѣ . и насъ послаша ротѣ водить тєбє и мужь твоихъ . и ѡбѣщасѧ Игорь сицє створи . и наоутрѣӕ призва Игорь сли . и приде на холъмы кде стоӕшє Пєрунъ . и покладоша ѡружьӕ своӕ и щиты . и золото . и ходи Игорь ротѣ . и мужи єго . и єлико поганыӕ Руси… В лѣт̑. ҂s҃ . у҃ . о҃ѳ. [6479(971)] Азъ Ст҃ославъ кн҃зь Рус̑кыи . ӕкож̑ клѧхсѧ . и оутвѣржаю иа свѣщании сємъ роту свою . и хочю имѣти миръ и свѣршєну любовь съ всѧкымъ . и великымъ цс̑рмь Грѣцьким . и съ Васильєм . и съ Костѧнтином . и съ бг҃одх҃новенными цсри… да имѣємъ клѧтву ѿ Ба҃ . в нежє вѣруємъ в Пєруна . и въ Волоса ба҃ скотьӕ… В лѣт̑ ҂s҃ . х҃ . к҃в . [6622(1114)] …и бъıс̑… по немь Феоста иже . и Соварога . нарекоша Егуптѧне… тъ же Феоста законъ . оустави женамъ за единъ мужь . посагати и ходити говеющи . а иже прелюбы дѣющи . казнити повелѣваше сего ради прозваше и бъ҃ Сварогъ… и въстави единому мюжю едину жену имѣти . и женѣ . за одинъ моужь посагати . аще ли кто переступить да ввергуть и в пещь огнену . сего ради прозваша и Сварогомъ . и блж҃иша и Егуптѧне . и по семъ црс̑твова сн҃ъ его именемъ Слн҃це егоже наричють . Дажьбъ҃… ѿнележе . начаша чл҃вци дань давати цр҃мъ Слн҃це цр҃ь сн҃ъ Свароговъ . еже есть Дажьбъ҃…» «Хождение Богородицы по мукам», XII в.: «…и увидела богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила благодатная архистратига: “Кто это такие?” И ответил архистратиг: “Это те, кто не веровали в отца и сына и святого духа, забыли бога и веровали в то, что сотворил нам бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, – Траяна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются”». Кирилл Туровский, XII в.: «Ужо бо не нарекутся Богом стихия, ни солнце, ни огнь, ни источници, ни деревеса!» Поучение против язычества, XII–XIII вв.: «…и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режуть... и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзiи къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть... жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова – не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ». «Вопрошание Кириково», XII в.: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед...». «Слово некоего христолюбца», XII в.: «веруютъ въ Перуна и въ Хърса, и въ Сима, и въ Рьгла… моляться подъ овиномъ огневи и вилам и Мокоши, Симу, Рьглу и Перуну, и Волосу ско

Древослав: Видукинд Корвейский. Деяния Саксов (X в.) III, 68. [О захвате Генрихом Биллунгом герцогом саксов столицы вагров] <...> у отлитой из меди статуи Сатурна, найденной среди прочего награбленного в городе, [герцог] устроил для народа большое зрелище. Видукинд Корвейский. Деяния Саксов (X в.) Пер. Г.Э. Санчука. М., 1975. С. 192. Письмо св. Бруно Кверфуртского к императору Генриху III [1] (1008 г.). <... > в чем сходятся дьявол Сварожич и вождь святых, ваш и наш Маврикий? Те, кто впереди вздымает священное копье, и те, кто пачкает человеческой кровью дьявольские знамена? Boguslawski W. Op. cit. S. 735. Титмар Мерзебургский. Хроника (начало XI в.). VI, 17. 1005 г. Есть некий город в области ратарей, именуемый Радигост [2] , треугольный, с тремя воротами [3] , который отовсюду окружает большой лес, жителями не тронутый и почитаемый. Двое ворот открыты для всех входящих; третьи, обращенные к востоку и самые маленькие, указывают дорогу к озеру, расположенному рядом и видом весьма ужасному. В нем [городе] нет ничего, кроме храма из дерева, искусно сооруженного, который, как основы, поддерживают рога разных зверей. Его стены снаружи украшают изображения богов и богинь, удивительно вырезанные, как видно рассматривающим; внутри же стоят боги рукотворные, с вырезанными на каждом именами, грозно облаченные в шлемы и кольчуги, из которых первый зовется Сварожич и больше остальных всеми язычниками почитается и чествуется. Знамена их, кроме как в случае похода, притом пешего, никогда не трогаются. Для т


Зодчий: Древ постарался

Древослав: О. Сенковский приводит сообщение древнеримского историка Марциллина: «Недалеко от Танаиса (Дона. — Л. У. ) течет река « Rha », на берегах которой — заросли лекарственного корня того же имен и...» Этот корень — обычный ревень, по-латыни — « rheum », по-французски « rubarbe », то есть « rha barbarum » 2 , — поясняет Сенковский.

Древослав: Рубруквис писал в 1253 году: "Язык русинов, поляков, бо-гемов и славян тот же, что и у вандалов. Множество всех их было вместе гуннами". "прибывшие из Константинополя ко двору Людовика Благочестивого на вопрос о том, кто они такие, назвались росами: лат. quosdam, qui se, id est gentem suam Rhos vocari dicebant, однако на дальнейший вопрос императора, какого они народа, назвались шведами: лат. quorum adventus causam Imperator diligentius investigans, comperit eos gentis esse Sueonum (Annales Bertiniani. A. 839)" Патриарх Прокд (434-447) в своей речи по поводу нашествия гуннов упомянул библейский народ "рош" (Иезекииль, 38, 2), усматривая, очевидно, в нападении осуществление библейского пророчества.

Древослав: Прокопий Кесарийский при событиях 541 года: «Эти руги являются одним из готских племен, но издревле они жили самостоятельно. Когда первоначально Теодорих объединил их с другими племенами, то они стали числиться в среде готов и вместе с ними во всем действовали против врагов. Они никогда не вступали в браки с чужеземными женщинами и благодаря этому несмешанному потомству они сохраняли в своей среде подлинную чистоту своего рода.»

Древослав: Россия, Новгород. Легенда о Перыни (записана П.Якушкиным в 1866 году). "Был зверь-змияка, этот зверь-змияка жил на этом самом месте, где вот теперь скит святой стоит перюньский. Каженную ночь этот зверь-змияка ходил спать в Ильмень с Волховскою коровницею. Перешел змияка жить в самый Новгород; а на ту пору и народился Володимир князь в Киеве... новгород окрестился. Черту с богом не жить: Новый город схватил змияку-Перюна и бросил в Волхов. Черт силен: поплыл не вниз по реке, а в гору - к Ильмень-озеру; подплыл к старому своему жилью да и на берег! Володимир князь велел на том месте церковь рубить, а дьявола опять в воду" (2. с. 367). Украина, Киевщина Легенда об острове Перун (Записана в 1905 г. Д.И. Яворницким) "До принятия нашими предками христианской веры, говорят, посреди киева стоял каменный идольский бог Перун с золотой головой. а тогда, когда киевский князь Святославский привез в Киев христианскую веру, тот бог сброшен был в Днепр. И поплыл тот Перун вниз по воде, а останавливался между порогами, возле высокого острова, против Таволжана. В том острове есть большая пещера, и в той пещере поселился тот бог Перун. Там он превратился в семиглавого змея. От того Перуна-Змея и остров прозвали Перуном, а пещеру - Змеевой" (2. С. 367-368).

Древослав: в X в. Лиутпранд Кремонский писал: "Греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos - по месту жительства"

Древослав: Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых Галлехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмов), надпись на котором гласит: ekhlewagastiR holtijaR horna tawido Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог. До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог. Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплав-лены в золото.

Древослав: «Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян». Анонимная географическая записка (датируется 870-ми гг.)

Древослав: Саксон Грамматик: «двое славян бросились в лодку и искали спасения от неприятеля; за ними пустился в погоню Яромир, государь ранский, и пронзил одного из них копьем; другой обернулся и хотел отомстить за товарища; но увидав, что поднимает руку на ранского царя, благоговейно отбросил копье в сторону и пал ниц»

Древослав: "Это племя пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеты располагают самым большим числом кораблей, на которых они ходят в Британию, а также превосходят остальных галлов знанием морского дела и опытностью в нем." Цезарь "Записки о галльской войне" 3 книга, 8 глава

Древослав: Пословица «Не доверяй черноволосым!» Гораций

Древослав: А дальше уже распо- лагались союзные силы, прибывшие к мятежникам из других зе- мель, италийцы [25] и тавроскифы, сам вид и образ которых вну- шали ужас. Глаза тех и других ярко сверкали. Если первые под- крашивают глаза и выщипывают ресницы, то вторые сохраняют их естественный цвет. Если первые порывисты, быстры и неудер- жимы, то вторые бешены и свирепы. Первый натиск италийцев не- отразим, но они быстро переполняются гневом; тавроскифы же столь горячи, но не жалеют своей крови и не обращают никакого внимания на раны. Они заполняли круг щита [26] и были вооружены длинными копьями и обоюдоострыми секирами; секиры они поло- жили на плечи, а древки копий выставили в обе стороны и как бы образовали навес между рядами. МИХАИЛ VI. ИСААК I КОМНИН "Глава XXIV"

Древослав: "Кроме того, нам говорили, что в означенном море есть еще много других островов, среди которых и крупный остров Эстланд, не уступающий по величине предыдущему. Его жители совершенно не знакомы с Богом христиан, они поклоняются крылатым драконам, которым даже приносят в жертву живых людей, приобретая их у купцов; да проверяют весьма тщательно, чтобы на теле у жертвы не было ни единого пятнышка, а иначе, по их словам, драконы ее отвергнут. Рассказывают, что вышеописанный остров расположен вблизи Края женщин, немного выше города свеонов Бирки." Адам Бременский,"Деяние епископов..."

Древослав: "Перед городом мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч" Иоганн Давид Вундерер,1589-1590 гг., описание двух языческих идолов у Пскова

Древослав: И се бысть селище, рекоша Медвежий угол, в нём же насельницы человецы, поганыя веры – языцы, злы суще… Идол, ему же кланяетеся сии, бысть Волос, серечь скотий бог. И сей Волос, в нём же бес живя, яко и страхи мнози твори, стояше осреди логовины, называемой Волосовой… Сему многоказненному идолу и кереметь створена бысть и волхв дан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури… И вельми почтен бысть сей волхв у языцев… ...Но егда входи в сие селище, людии его испустити от клети некоего люта зверя и псов, да растешут князя и сущих с ним. Но Господь сохранил Благоверного князя; сей секирою своею победи зверя. «Сказание о построении Ярославля»

Древослав: "в год 40-й царствования Хлотаря человек по имени Само, по рождению франк, из округа Санского, увлек с собой многих купцов и отправился торговать к славянам, прозываемым винидами. Славяне уже начали восставать против аваров… Когда виниды пошли походом против гуннов, купец Само, о котором я рассказал выше, отправился с ними в поход; и там столь большая доблесть проявилась в нем против гуннов, что было удивительно, и огромное множество их было уничтожено мечом винидов. Узнав доблесть Само, виниды избрали его над собой королем; там он и царствовал благополучно 30 и 5 лет. Во многие битвы вступали против гуннов виниды в его царствование, благодаря его совету и доблести виниды всегда одерживали над гуннами верх. Было у Само 12 жен из рода славян; от них он имел 22 сына и 15 дочерей." Хроника Фредегара, VII в

Древослав: ...от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они всё же называются славянами и антами. Славяне живут от города Новиетуна и озера, которое называют Мурсианским, вплоть до Данастра и на севере до Висклы; болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море дела-ет дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра. Эти реки удалены друг от друга на много переходов Иордан, VI в.



полная версия страницы