Форум » Календарь » Вопрос: Свадебный об.. » Ответить

Вопрос: Свадебный об..

Ден: Вопрос: Свадебный обряд, как он проходил?

Ответов - 20

Insoaf: Свадьба - это испытание. Жених и невеста должны доказать, что им суждено быть вместе и они к этому готовы. Конечно, проводить это так, как было в древности (когда испытания зачастую кончались смертью одного или двух) сейчас не актуально, но они нужны. В народе много вариантов того, как это можно сделать, есть пара таких, которые были приняты повсеместно. Ну - а уже после испытаний, конечно, предусмотрена трапеза для гостей - но тут ничего до наших дней глобально не изменилось)

Ден: Insoaf пишет: есть пара таких, которые были приняты повсеместно. Если не трудно, какие?...

Милолика: Вопрос по теме: Невеста сама могла шить себе свадебный наряд, либо для неё он шился?


колобок: Конечно же, невеста всё приданое шила сама, это не было таким уж трудным делом, если самоткачество и шитьё было обычным, обыденным делом. По приданому, по убору невесты как раз судили о её умении и способностях (трудолюбии).

Милолика: Сегодня на работе поделилась своим мнением о том, что приданое девушка сама себе шила, в том числе и платье свадебное. Дак мне сказали, что придумываешь, шили родители... Короче, чем дальше, тем больше народ забывает о том быте, какой был в пору прапрапрабабушек и прапрапрадедушек....

Айода: Да, верю, у родителей других дел не было, они годами вышивали обережные узоры для свадебного платья дочери... Не в тему: я шила сама и себе и будущему мужу :)

ВАРЯГ: Айода пишет: Да, верю, у родителей других дел не было, они годами вышивали обережные узоры для свадебного платья дочери... Не в тему: я шила сама и себе и будущему мужу :) Везунчик!)))

Милолика: Кстати платье с фатой я тоже себе шила...

колобок: Как верно сказал Insoaf, испытания молодых могли закончиться плачевно. Невесту, например, заранее учили правильно падать на пол при плаче-расставании с родимым домом и родителями, иначе мог произойти вывих рук или перелом. Невеста плачет-убивается, потому что её - белую лебёдушку - отдают на растерзание серым гусям (родня жениха), где ей уже не будет так вольготно и сладко, как в родном доме.

колобок: Ден , насколько я помню из народного творчества, свадьбе предшествовал сговор родителей, сватовство (жених с родителями и сватом шли в дом невесты на смотрины; невеста показывалась на короткое время и уходила к себе), родители договаривались о приданом невесты и общих расходах. Далее в семье невесты и жениха происходили отдельные события. Замужние женщины испекали свадебный каравай, сопровождая его приготовление специальными песнями и совершая телом "неприличные движения", дабы молодым любилось сладко в семье. Да-да, это мы всё изучали на примере северной свадьбы (район Пинеги) В доме невесты - снятие "воли" (лента в волосах) и расплетание косы (заплетали уже 2 косы, как положено замужней); плач невесты - прощание с родимым домом и родителями. Свадебный поезд жениха приезжал за невестой, подружки не отдавали её жениху, требуя выкуп. Далее свадебный поезд ехал в дом жениха, где невесту встречали родители жениха. Из испытаний: невесте давали веник и смотрели, как она метёт избу. Молодым давали еду (курицу и тп.) и провожали в спальню. Когда наступило христианство, то заезжали в церковь, где поп венчал молодых (надо полагать, используя древние традиции? - венки на головы, обход вокруг алатырь-камня, связывание рук молодых воедино и пр.)

Древослав: колобок Вы напрасно иронизируете. В частности, имелся ввиду обряд, известный как "колодец любви" (название, бытовавшее непосредственно у русов мы вряд ли узнаем), откуда пошёл купальский обряд "похороны Костромы", а так же его мужского варианта. Вы ведь не считаете, что это Бога Солнца хоронят?) Упрощённый (или просто родственный) вариант того древнего обряда - совместные прыжки через костёр. И не стоит забывать, что этнография доносит быт православных крестьян XVIII-XIX вв. Домострой отражает скорее двоеверие, нежели язычество.

колобок: Про иронию ничего не поняла; писала серьёзно о том, что изучала в ин-те)

Древослав: колобок Я про это Как верно сказал Insoaf, испытания молодых могли закончиться плачевно. Невесту, например, заранее учили правильно падать на пол при плаче-расставании с родимым домом и родителями, иначе мог произойти вывих рук или перелом. Невеста плачет-убивается, потому что её - белую лебёдушку - отдают на растерзание серым гусям (родня жениха), где ей уже не будет так вольготно и сладко, как в родном доме. Insoaf-то имел ввиду совместные прыжки со скалы в воду (нужно показать над водой сцепленные руки) и ваши слова выглядят как ирония. Извините, если неправильно вас понял.

колобок: Древослав , да, скорее всего пристрастно отнёсся к информации; действительно, в 19 веке в семьях можно было встретить женщину/жену с увечьем рук (подвывих, сломанные кисти и пр.): результатом неудачного падения при прощании с отчим домом. Это факт, уж серьёзнее некуда. Замужество - это ведь переход через границу, это вход в другую жизнь, поэтому всё ответственно, продуманно и серьёзно. Раньше женились навсегда, не то что ныне... Плывёт, плывёт лебёдушка Ладу ладу, Плывёт навстречу лебедю, Ладу ладу...

Древослав: колобок пишет: в 19 веке в семьях можно было встретить женщину/жену с увечьем рук (подвывих, сломанные кисти и пр.): результатом неудачного падения при прощании с отчим домом. Честно говоря, впервые слышу. Откуда это известно?

колобок: Это инфа из лекций по народной музыке, ин-тут им.Гнесиных (сейчас Академия). Конкретно о литературе не знаю, это надо смотреть труды педагогов института.

Древослав: колобок А как объясняется появление этих увечий?

колобок: На картине Максимова В.М.(1866) видно, что невеста сама шьёт приданое, в окружении лишь своих младших сестёр, которые приучаются к традиции. Обычно начинали шить приданое с 21 декабря, с прибыванием светового дня.

ВАРЯГ: Про прощание с отчим домом тоже слышал. Но вряд ли вспомню от куда. Возможно источник тот же.

колобок: Древослав пишет: как объясняется появление этих увечий? Уже говорила, что эти сведения из лекций предмета Народное творчество. Существуют тексты свадебных причетов невесты, она при прощании с отчим домом садится за "дубовый стол" и приглашает за него родню, чтобы высказать-выплакать за ним всю свою любовь к ним, а также показать свою печаль и тоску при прощании с ними и отчим домом. При пении причета девушка могла впасть в "пограничное состояние", - как сейчас говорят, начать биться об углы стола или падать на пол. Поэтому девочек/девушек и приучали что ли к "культуре причета", чтобы случайно не покалечила себя, заходясь в плаче. Недаром ведь в народной поэзии есть связка "плачет-убивается"! Взрослые женщины-криворучки всё же встречались - это итог свадебного причета, и - 19 век, конечно! Это из лекции педагога Ефименковой. К сож. конспекты утеряны, т.к. отсылала их подружке-заочнице в др. город и - с концами... Это надо специально идти в ин-тут и смотреть труды данного педагога. К сожалению, моя передача о бытовавшей традиции пока только в таком виде.. Можно в инете найти тексты причетов. Там в коммент. пишется, что окружающие живо интересовались, как причитала невеста, по-настоящему или абы как? Потому что все детали предсвадебных обрядов могли иметь своё значение для последующей семейной жизни.



полная версия страницы