Форум » Календарь » Масленица 2011!!! » Ответить

Масленица 2011!!!

Древослав: В субботу (26.03.11) общиной Святобор проводится Масленица! Сбор во сколько обычно , где обычно. В метро: в 12:30 (электричка в 12:47). На станции: в 13:00. Подписываться ненадо - я уже и так знаю, что народу будет полно))) Особенно приятно, что много новых людей. Сторонние люди могут написать мне в личку, если желают участвовать. Дополнительное объявление. Каждый участник обряда должен принести с собой: - минимум 2 блина. Один из которых - комам, другой - на стол. Разумеется, можно больше. - предмет одежды или лоскут ткани (чучело набивать). Одежда обязательно должна быть непосредственно ношеная и ни в коем случае не стираная. Носки нельзя!!! Впоследствии тема будет объединена с общей темой о проведении Масленицы: http://bujan.forum24.ru/?1-4-0-00000016-000-0-0-1266173271

Ответов - 42, стр: 1 2 3 All

Яросвет: 26.03.11 Выбран как ближайший выходной для празднования Масленицы по соображениям удобства для людей, а в семье отмечается 22 марта? Поясните пожалуйста дату праздника и какое историческое/смысловое значение имеет "масленичная неделя".

Древослав: В этом году весеннее равноденствие наступает 21 марта в 02:21 по московкому времени. С этого дня начинается Масленичная Неделя, где каждый день имеет своё название: Жирная, Лакомка, Тёщины Блины, Широкая и т.д. Всех я не знаю. Мы справляем совместно только обрядовую суть Масленицы: сожжение чучела, кулачные бои, блины - комам, а так же разные веселухи. Каждый должен понимать суть события, которое всенародно празднуется. Корректно справить всю Масленичную неделю можно только в традиционном обществе и семье, т.е. это дело будущего, может и далёкого.

Яросвет: Поздравляю с Масленицей !!! P.S.: Так я вот и хотел уточнить из всей праздничной недели основополагающим днем (если говорить с допущениями) является ли день равноденствия? Почему тогда пытаясь скомпилировать праздник праздничным днем выбирают последний (вы в этом году выбрали предпоследний)? И еще: день равноденствия считают днем наступления нового лета - Новолетием (аналог нового года), а последний- воскресный день Масленицы называют Прощенным (просят друг у друга прощение) правильны ли эти утверждения?


Древослав: Яросвет День Равноденствия - это то событие, которое неделю отмечают. День выбран из соображений удобства в тех рамках, которые установлены традицией (неделя). Я не знаю, кто считает Масленицу новолетьем: солнце "поворачивается на лето" на Коляду, т.е. на день Зимнего Солнцестояния. Прощёное воскресенье - сугубо христианский обычай.

Древослав: Возможно следует пояснить: если бы была возможность провести обряд непосредственно в день Весеннего Равноденствия - мы бы это сделали. Но возможности такой нет, потому проводим в удобный нам день Масленичной недели. Некоторые (из погани) устраивают Масленицу 20 марта, что категорически неправильно! Нельзя отмечать событие, которое ещё не наступило. Аналогично с днём рождения (это тоже языческий праздник, кстати): отмечать позже - можно, раньше - нельзя.

прог: Кто-нибудь знает где ещё в московском регионе будут праздновать Масленницу?

Древослав: прог Ярга тоже 26 числа проводит: http://www.yarga.ru/

Яросвет: Так то оно то так, но есть в этом какое то ощущение не полноты... Надеюсь на ваше терпение потому, как есть следующие вопросы: 1) почему не применяется принцип "третьего дня" как на Коляду т.е. праздник на третий день после равноденствия - 24 марта? 2) Можно ли считать что один и тот же праздник прошел во времени следующие ипостасии: Комоедица - Масленица - Сырная или Мясопустная седьмица. Т.е. имеет ли место тот факт, что: "в том же XVI веке "сырная" седмица получила в народе наименование "Масленица" и была принята Церковью взамен запрещенной славянской Комоедицы. И вскоре народ забыл свою древнюю Комоедицу, но стал праздновать Масленицу с прежним разгульным языческим размахом. Ныне Масленица — это один из двух введенных взамен прежних языческих (и существенно "сдвинутых" во времени) праздников Русской православной Церкви. " 3) Есть широко известное мнение что : "Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда — «первый блин комам», т.е. медведям). " У вас же на сайте говорится о комах : "Комы - духи, обитающие в кронах, а в традиционном варианте - комах деревьев". Одно из утверждений ошибочно или тут есть недопонимание? Откуда такая информация, хотелось бы познакомиться с первоисточником, если он существует или это устные придания? P.S.: Надеюсь на три ответа о трех вопросах.

Древослав: Я адекватно отношусь к вашим вопросам - всё нормально. 1. Принцип "третьего дня" относится к дням Солнцестояния, а не Равноденствия. Масленичную неделю можно условно сравнить со святками. 2. Я считаю, что и Комоедица и Масленица несут одну суть и разница только в названиях. Оба названия отражают суть, что уравнивает их. У меня нет точной информации, что слово Комоедица "древнее" Масленицы, хотя всё может быть. Я так понимаю, что в вашей цитате подразумевается, что название Масленица появилось уже тогда, когда дату сместили, привязав Масленицу к Пасхе. Это явно не соответствует действительности, т.к. по такому же принципу сдвинули дату Купалы, но название "Купала" не изменилось. 3. Понятие "кома" известно многим людям, связанным с деревообработкой на бытовом уровне: это раздвоенная верхушка дерева, куда в оригинале и кладётся блин. Именование медведя комом - вполне возможно, т.к. разных названий было много, дабы не звать этого опасного для людей зверя, может быть оно какое-то местечковое. Но как можно считать, что "славяне называли медведя ком"? Кто же тогда называл его медведем?)) Само слово "медведь" - это уже Звание, а не Имя. На Масленицу никак не могли почитать "Медвежьего Бога" (видимо, Велеса), т.к. этот праздник посвящён женскому божеству в образе Масленицы - Леле. Если бы и был связанный с Масленицей мужской культ, то это был бы солярный культ. Поэтому, я недоверяю этой распространённой информации.

Яросвет: Древослав пишет: Я адекватно отношусь к вашим вопросам - всё нормально. 2. Да, я о том что возможно это "проект переходного периода". Про Купалу пока не буду, но даже если проводить аналогии, то из этого не следует что весенний праздник не могли переименовать. А вот по названию "Масленица" ни кажется ли слишком логичным: "В "сырную седмицу" Церковный Устав уже запрещает верующим есть мясо, но разрешает сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу. От этих разрешенных церковным календарем продуктов праздник вскоре, в том же XVI веке, обрел свое второе, народное название — Масленица.". И в тоже время странным давать имя богине Лели, как слово происходящее от прилагательного характеризующего жертвенные хлеба, которые скорее всего использовались и в другие праздники? Да и названия обычно содержат или основную идею или описательный характер, основная же идея у нас приход весны и прощание с зимой, описательной же как раз "Масленица" и может выступать.. И ещё, пожалуйста поделитесь инфой о источниках где к Масленице-Комоедице "причастна" Леля. Я просто не встречал, не встречал и упоминаний что именно Леля (Снегурочка) инициировала праздник, в сказках/сказаниях она в нем участвовала когда в очередной раз люди его праздновали. 4. И еще раз хочу вернуться к вопросу о начале нового лета со дня равноденствия: Разве не вы косвенно пишете об этом же - "Масленица - первая не только по значимости и порядку, но и в сакральной сфере обрядового Действа." и разве не логично полагать, что ранее когда человек годовой цикл воспринимал бинарно - лето/зима, то он давал имя циклу как "лето" и начиналось оно естественно после завершения зимы. А "неувязки" с Колядой - с началом нового цикла Солнца (Ярилы) думаю тут нет, есть на мой взгляд несколько пониманий, а одним из объяснений нового Солнца в декабре, а новое лето в марте может быть то, что Рождается молодой Хорс когда здесь правит зимой Мороз, когда на земле время Чернобога, а вступает на Землю - набирает силу, когда приходит время светлых богов - лето, а так как лето было ожидаемо и несло благополучие, новый земледельческий сезон, то и весеннее равноденствие было неким "земным" началом нового лета (аналогом НГ), а зимнее солнцестояние "сакральным" началом нового лета..

Древослав: 2. Кроме Лели нет других Богинь такого возраста, о которых можно было бы сказать: "сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка. Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денёчков." Я не большой знаток сельского хозяйства... но разве актуален забой скотины, сразу после зимы? Скотина должна хотя бы пережить зиму... и отъедаться на Турицы. Церковники и отсутствие мяса на Масленицу - не связаны. Масленица и блин - это не синонимы. Блин относится к солярному культу - это изображение солнца. И блин не приносится в жертву Масленице... он же идёт комам. Сожжёная кукла Масленицы заберает с собой людские невзгоды и болезни. Про Снегурочку - могу только предполагать. 4. Про бинарность верная мысль: это можно найти в традиции, т.к. это наследие скифов, у которых было 2 сезона. Яросвет пишет: он давал имя циклу как "лето" и начиналось оно естественно после завершения зимы Новое лето может начинаться и после завершения старого. Когда день перестаёт убывать, а начинает прибывать, а это день Зимнего Солнцестояния. Яросвет пишет: весеннее равноденствие было неким "земным" началом нового лета Почему вы разделяете земное и сакральное так резко?

Зима: Яросвет пишет: 4. И еще раз хочу вернуться к вопросу о начале нового лета со дня равноденствия Яросвет Я, по мере поиска новой информации, невольно склоняюсь к тому, что начало нового лета - день летнего\зимнего Солнцестояния (Коляда). Давайте посмотрим, как его празднуют индейцы Боливии вместе со своим президентом: Начало нового года (machaq mara) приходится на 21 июня, день зимнего солнцестояния, когда земля и луна начинают своё сближение, а также подходит и время нового аграрного цикла. http://ma-zaika.ru/post129009741/ Aymara New yeaR По летоисчислению индейцев аймара наступил в 515 год пятой эры ( 1 эра - 1000 лет ). 515 год отсчитывается от 1492 года, т. е. прибытия испанских завоевателей на континент и начала периода регрессии. В календаре аймара 3 года подряд отсчитываются в году 13 месяцев и один день и один год 13 месяцев и 2 дня. Начало нового года (machaq mara) приходится на 21 июня, день зимнего солнцестояния, когда земля и луна начинают своё сближение, а также подходит и время нового аграрного цикла. В этот день на руинах Тиуанако индейцы справляют Willkakuti, - праздник "возвращения солнца". За день до празднества приносятся жертвоприношения священной горе Кimsa и горе Lloko Lloko. Празднование опровождающеея выступлением традиционных групп продолжается в течение всего дня и даже после ночных бдений. Амауты и другие индейские лидеры встречают первые лучи солнца в храме Кalasasaya, которые симвилизируют космическую энергию Willka Tata (отца солнца). Tiwanaku, находящееся в 70 км от Ла Паса и 15 от озера Титикака, это старинное городище, центр одной из древнейших цевилизаций, находившейся на территории современной Боливии, Чили, Эквадора, Перу и Аргентины. Считается что она просуществовала с 400 года до Р.Х. и до 1172 года после Р.Х. Ворота солнца. Президент Боливии Эво Моралес (Evo Morales) (третий справа) и несколько аймара жрецов преподносят дары Матери Земле в рамках празднования 5518 год аймара, во время зимнего солнцестояния в Тиаванаку, 70 км от Ла-Пас. Президент Боливии Эво Моралес (по центру), в окружении аймара священников и общественности поднимает руки к солнцу. Человек носит "Maskaypacha" на лбу, знак власти инков, во время празднования Аймара Нового года. Люди радуются восходу солнца. Аймара колдун во время восхода солнца.

Зима: Прошу перенести два последних топика в другую тему - про Новый год.

Драгомир: Хотелось бы заметить, что блины, во преки всеобщему мнению (а именно - символике солнца) являются больше поминальной пищей, чем знаком солнца. Вообще у нас буквально все праздники больше связаны с поминанием мертвых, конкретней родителей или каких либо предков. Поглядите на всё это со стороны и вы заметите сами. Некоторые моменты даже не объяснить, потому как смысл утерян, но люди неустанно следуют "таким" обычаям.(я про поминания мертвых). Это видно и в рукописях "поучения против язычества" 12++++веков, что во все праздники люди поминали. Даже на Пасху ходят на кладбище, хотя это не правильно, с точки зрения христианства и это осуждалось какое то время.

Древослав: Драгомир Это верно. Блины едят на поминках, а на Масленицу было кого помянуть, учитывая родство этого праздника с кельтским культом Плетёного Человека (тоже женским, кстати). Но не все обряды имеют поминальный смысл. Что до Пасхи - она зачастую попадает на Радуницу (весеннюю поминальную неделю, Вешние Деды), поэтому хождения на кладбище и поминки полностью обоснованы.

Драгомир: Ну, на счет всех - это я преувелил, конечно.

Insoaf: К слову - церковью возбраняется поминать предков на кладбище в церковные праздники и поныне. О чем каждый год можно услышать по радио или прочесть в газетах. Что вообщем еще раз указывает на языческие корни поминальных праздников.

Яросвет: Древослав пишет: 2. Кроме Лели нет других Богинь такого возраста, о которых можно было бы сказать: "сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка. Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денёчков." Подождите, какого возраста? Насколько я понимаю Масленица это "баба" , широкая, дородная.. Уж не молодая девушка.. По поводу приведенных зазывалок трудно определенное что-то сказать, тут намотано как на веретено столько представлений разных времен и разных мировозрений.. Могу только привести любопытную ссылку:http://www.shuxer.ru/post/pochemu-maslenica-%E2%80%93-boyarynya-lyubimye-tradicii-v-podrobnostyax.html Да и еще "нет другой Богини" - согласитесь это слабое обоснование.. Отсутствие, не знание нами не повод выбирать на угад. Древослав пишет: Я не большой знаток сельского хозяйства... но разве актуален забой скотины, сразу после зимы? Скотина должна хотя бы пережить зиму... и отъедаться на Турицы. Церковники и отсутствие мяса на Масленицу - не связаны. Масленица и блин - это не синонимы. Блин относится к солярному культу - это изображение солнца. И блин не приносится в жертву Масленице... он же идёт комам. Я наверно плохо изложил свою мысль. Я предположил, что: название "Масленица" была народом принята, когда он столкнулся с запретом Комоедицы (может было еще какое название?) как праздника и как названия праздника, но получив на откуп от церкви сырную седмицу стал праздновать, а называть то как-то надо было вот и вошло в обиход описательное название. Т.е. празднуемый "новый" праздник характеризовался: поеданием блинов (молочно-масленое явство), ну и в навязанный период празднования можно было есть только молочно-масленое, отсюда и нетральное - не преследуемое название. Да и думается что если бы "Масленица" было бы именем языческого бога, то оно бы преследовалось/шельмовалось а скорее всего было бы заменено РПЦ. Древослав пишет: Сожжёная кукла Масленицы заберает с собой людские невзгоды и болезни. Поясните пожалуйста. Я склонялся к мысли что сжигают чучело Зимы. Мары - более сомнительно. Но сжигать образ Лели!? Древослав пишет: Новое лето может начинаться и после завершения старого. Когда день перестаёт убывать, а начинает прибывать, а это день Зимнего Солнцестояния. Да может, но наверно его назвали бы по другому к примеру "Млад" (новое-новорожденное-младое), а не "лето", что явно имеет в основе понятия лета (теплого периода) и значит новое лето (новый год) логичнее встречать на весеннее равноденствие, когда заканчивается зима. Разве не логично? Древослав пишет: Почему вы разделяете земное и сакральное так резко? Тут вот Зима привел описание Боливийского праздника,моя благодарность - есть направление для размышления и аналогий (на сколько они уместны - тоже вопрос), будет возможность я покопаю. Трудно подобрать слова для объяснения понимания на грани ощущения.. Как существует мироздание в разных системах понимания: стихии земные и природные циклы, циклы в жизни людей, так и законы божественные и даже не привязанные к нашему миру или др. Почему мы пытаемся найти место для всех праздников в одной системе координат- системе празднований. Почему не предположить многоуровневую систему восприятий или скорее спиральную. Когда божественный цикл - пульсация закона и энергий - астраномический цикл (кому какие образы ближе), проходя некий этап взросления (Хорс-Ярило) - изменения или проекции в наш мир, дают жизненный импульс - пробуждают природу и начинается новое лето эволюции. По сути начало там - на Коляду(наверно это начало нужно называть как то по другому), но в более осязаемом, бытовом - близком нам понимании новое лето тут на Комоедицу/Масленицу.

Insoaf: Не влезая целиком в беседу, хочу все же обратить внимание на следующий факт относительно сжигания (уничтожения вообще) чучела. Во-первых - называться чучело может по разному, надо понимать, что это ни в коей мере не образ того или иного бога - а жертва ему. Во-вторых, чучело может использоваться для двух совершенно разных целей. 1) Как упомянул Древослав - для собирания и уничтожения различных проявлений Скверны. Для коих огонь праздничного костра (да и не только праздничного) губителен. При том, в любой праздник. Например существует мнение в народе, что на Купалу ни одна злая ведьма не подойдет к купальскому костру, потому что им около него становится дурно. Те, кто был в этом году на Купале под Волоколамском могли убедиться в правдивости данного мнения воочию. 2) Второй вариант - ныне почти забытый - использования чучела в аграрном обществе. Когда чучело не собирает в себя Скверну, а напротив призвано сконцентрировать и насытить через себя землю живородящей силой. Такое чучело либо сжигают либо разрывают и угольки (либо части) разбрасывают по полю. При том - чтобы нарядить такое чучело в деревнях скидывались и покупали новую, часто дорогую одежду. В отличие от "скверного" чучела, которое делалось из старой и изношеной одежды. Поэтому любой обряд с уничтожением чучела (как и вообще обряд) - надо рассматривать, прежде всего поняв какую цель он может преследовать.

Древослав: Яросвет пишет: Уж не молодая девушка.. Тут можно сослаться на историю Снегурочки, в том числе и её преображения в Масленицу. В некоторых областях Масленицу обыгрывала живая девушка - это ещё одно косвенное подтверждение возраста Масленицы (Лели). Яросвет пишет: название "Масленица" была народом принята, когда он столкнулся с запретом Комоедицы Лады. Какие ваши доказательства? откуда данные, что до Масленицы было другое название и это была именно Комоедица? Яросвет пишет: навязанный период празднования можно было есть только молочно-масленое Обычно церковники подстраиваются под народные традиции и коверкают их. Отсутствие мяса - было и без них. Яросвет пишет: если бы "Масленица" было бы именем языческого бога, то оно бы преследовалось/шельмовалось а скорее всего было бы заменено РПЦ. Ровно как и Купала, и Таусень, и Коляда... но этого не произошло. А шельмуют они Масленицу до сих пор. Им удалось только сдвинуть дату и заменить день почитания предков на прощёное воскресенье. Суть обрядовых действий осталась прежней. Яросвет пишет: Но сжигать образ Лели!? Я ошибся. Разумеется, чучело не Масленицы (Лели), а Марьи (Мары), т.е. духа болезней. Яросвет пишет: а не "лето", что явно имеет в основе понятия лета (теплого периода) Вообще-то, раньше "летом" называли просто год. Яросвет пишет: значит новое лето (новый год) логичнее встречать на весеннее равноденствие, когда заканчивается зима. Разве не логично? Нет, не логично. Попробую объяснить иначе: Коляда - это день рождения, а дальше идёт "взросление" года. День рождения - это астрономическая дата и нельзя считать днём рождения другую, как бы не хотелось. Яросвет пишет: на сколько они уместны - тоже вопрос Вообще, у нас не принято ссылаться на инородные культуры: так можно до чего угодно дойти. Яросвет пишет: Почему мы пытаемся найти место для всех праздников в одной системе координат- системе празднований. Потому что она УЖЕ есть: мы ведь не изобретаем традицию. Яросвет пишет: По сути начало там - на Коляду(наверно это начало нужно называть как то по другому), но в более осязаемом, бытовом - близком нам понимании новое лето тут на Комоедицу/Масленицу. Тогда это деградация воззрений. Может быть в каменном веке так и считали, но зная на 100% когда наступает астрономический новый год, как можно так говорить? И ещё добавлю по поводу "Медвежьего праздника": этнографически, это даже не почитание Велеса или тотема медведя. Всё просто и бонально. Голодный после зимней спячки медведь крайне опасен, т.к. он зачастую идёт харчеваться к людям. Он агрессивен, голоден и зол. А если медведя слегка подкормить, он будет более спокоен и отгонять его будет значительно проще. Таким образом, кто к кому первым придёт, за тем и будет победа. Поэтому медведя будят и кладут ему еду, а после этого со всех ног убегают от разъярённого пробуждением дикого зверя. Это можно условно сравнить с испанской карридой, когда люди убегают от разъярённых быков. Так как медведь просыпается не по астрономии, а по непосредственной погоде, дата у Медвежьего праздника - плавающая. Может попасть на Масленицу, а может - не попасть. Таким образом связывать эти два праздника неправильно.



полная версия страницы