Форум » Псевдоязычество » Похороны Ярилы » Ответить

Похороны Ярилы

Insoaf: Говоря о так называемых «похоронах Ярилы», прежде чем приводить исторические ссылки, есть смысл просто поразмыслить о логике происходящего во время данного ритуала. В истории можно найти много примеров заблуждений, безумств и извращений, которые были свойственны всем религиям мира, равно как и светским обществам, поэтому какими абсурдными не были бы идеи или представления – защитники оных почти всегда найдут хотя бы одно подтверждение своей «правоты» - «Ведь делали же так!». Подобный подход лишает всякого смысла все споры о тех или иных явлениях в монотеистических религиях, где основой восприятия мира служит не наука, или не натурфилософия, а различные святые писания. Нам, язычникам, в этом смысле проще – в любом спорном вопросе достаточно обратиться к Природе – проследить аналогии в ней. Хотя, зачастую, помощь оказывает и банальная логика. Суть ритуала «похорон Ярилы» сводится к символическому погребению Солнца, которое впоследствии должно возродиться, воскреснуть, ожить – как угодно. Начать стоит с того, что такого явление, как «воскрешение» чего-либо или кого-либо в Природе просто напросто не существует. В реальности смерть абсолютна и необратима. Не смотря на все попытки человечества смерть обмануть – результатов на этом пути нет и не будет. К слову сказать – не случайно повсеместно в народных представлениях ожившие мертвецы несут людям лишь зло, не имея ничего общего с личностью человека, до его смерти. Многочисленные сказания о вампирах, вурдалаках и т.п. – тому свидетельство. Солнце, Ярило – не является исключением. Хоть нам и не суждено увидеть гибель бога, но знания о природе вещей в космосе, накопленные человечеством, позволяют сказать, что с гибелью Солнца умрет и вся наша система, необратимо и окончательно. Зная это, достаточно представить, что именно случилось бы, умри Солнце на время ритуала, в самом деле. Но, к счастью тех, кто ещё хочет пожить – Солнцу до такого рода мероприятий дела нет, и все попытки его похоронить, ни к чему не приводят. Но, обратимся опять же к русской традиции. На Руси – смерть никогда не была чем-то страшным для людей, проживших честную, достойную жизнь. Напротив – благородная и осмысленная гибель («на миру и смерть красна», «мертвые сраму не имут» всегда ценилась людьми как признак героизма и воли, как пример достойный, если не подражания, то уважения. Люди же, остававшиеся в нашем мире после своей смерти незримо – либо не успели завершить положенное им при жизни, либо совершили что-то, что лишало их посмертия. Таким образом, такого рода «воскрешения» из мертвых с исстари и до наших дней русские только боятся, и уж никак не желают себе или близким. Русский человек, живущий по прави (в ладу с Природой), не боится смерти и не нуждается в воскрешении!. Представление о воскрешении из мертвых, как о благом событии пришли к нам непосредственно из христианства, где, как известно, воскресал Иисус Христос, который совершенно явно в ладу с Природой (судя по его деяниям) не был. Его последователи, уповают на воскрешение, ибо по канонам своей религии общения с Природой лишены и смерть, в их понимании не закономерный итог жизни, а неизбежное зло. Вернемся к теме «похорон Ярилы». Зачастую, когда в ход ещё не идут исторические факты, либо оные уже исчерпаны, вступают в спор аргументы, говорящие о «поэтическом отношении славян к природе» и т.п. Надо сказать, что как таковое поэтическое отношение – удел вполне конкретных авторов – собственно поэтов. Народная традиция образна, но за каждым образом стоит не творческое вдохновение, а вполне конкретная и устоявшаяся система воззрений. Так, например, духи предков или скажем, погибших на войне солдат, в песнях и былинах представляются птицами не потому, что так красивее, а потому, что подобные представления соответствуют всей мифологической системе русского язычества. В случае с «похоронами Ярилы», когда речь идет о некой «условной» смерти бога, которая отображает процессы плодородия, мы можем утверждать, что на деле имеет место передергивание фактов. Русская традиция действительно знает примеры обрядов, во время которых травяные чучела топятся в воде или рвутся и разбрасываются по полю. Но нигде чучела не зовутся Ярилой, а смысл происходящего сводится к своеобразной жертве родящей Земле, которая через эту жертву должна обрести дополнительную силу во благо людям, в июньские дни – пик солнечной активности. Сложно представить, что в момент наибольшего природного расцвета, Солнце – как главное условие жизни на земле, гибнет. В сущности – на этом наше рассуждение можно было бы и закончить. Однако стоит всё же упомянуть несколько источников. В фундаментальной энциклопедии по славянской мифологии, выпущенной Институтом Славяноведения РАН о похоронах Ярилы не говорится ни слова, зато вполне недвусмысленно перечислены все варианты уничтожения чего-либо на Купалу. Уничтожается неизменно и исключительно скверна, т.е. «нечистая сила». Всё остальное, в т.ч. Солнце – «играет, купается, «гуляет»». О смысле же Купальских мистерий, связанных со смертью, замечательно пишет Владимир Пропп в своих «аграрных праздниках». Много противоречий можно проследить и у Афанасьева. На последок стоит обратить внимание на типичную невнимательность и призвать интересующихся более аккуратно изучать источники на примере одной единственной строки у этнографа Терещенко – «В Костроме отправляли ещё погребение в честь Ярилы». Погребение В ЧЕСТЬ Ярилы, а не погребение Ярилы, как без сомнения прочли в свое время многие т.н. «волхвы» и прочие. Спор о «похоронах Ярилы», включающий академические источники может продолжаться очень долго. Но есть ли смысл оспаривать неистощимую жизнь неизменно молодого бога, если все возможные людские споры прекратятся задолго до того, как Ярило выйдет на последнюю битву со Скверной. Мнения могут меняться, но Ярило вечен.

Ответов - 6

Драгомир: Здесь опять же больше логического заключения. Не было воскрешения на Руси? А что же тогда с Марой? Её жгут-хоронят, а она снова приходит? И воскресает(хреновое слово) и умирает выходит. Факт смерти обыгрыват. А Ярилу встречают - "Ярилой вешним" как приход, пробуждение весенне-летней силы. Можно и так расстолковать. -выдержка А.В. Терещенко: «В Костроме отправляли ещё погребение в честь Ярилы на Всесвятское заговенье. Там старик, одетый в изорванное платье, нёс во гробе куклу Ярилы, которая изображала мужчину со всеми естественными его частями...» ...«Ярилин день справлялся почти в то же время, что и Купала, чаще всего в петровские заговены. Название Ярилин день, или Ярилки, сохранилось там, где Купалу не праздновали»... -Рыбаков(знаю, автор старый и очень много нюансов, но все же, вклад большой сделал) «Язычество древних славян» выдвигает интересную версию, согласно которой «похороны Ярилы» отражают «важнейшую аграрную фазу: полное отмирание старого зерна-семени брошенного в землю весной, и вызревание новых зерен на колосьях. Похороны Ярилы никого из участников обряда не огорчали. Сущность была в том, что хлеба уже начинали колоситься, посеянное зерно успешно выполнило свою функцию и породило зерна нового урожая. "Ярость", "ярь" Ярилы была уже не нужна, и кукла, изображающая старика с огромным фаллом, погребалась весело, со смехом, с непристойными шутками и притворным плачем» -Английский религиовед Дж. Дж. Фрэзером «Золотая ветвь. Исследование магии и религии» «В Швеции накануне святого Иоанна (святого Ханса) – самая веселая ночь в году. В некоторых областях страны, особенно в провинциях Богус и Скания и в районах, граничащих с Норвегией, этот праздник часто знаменуется стрельбой из огнестрельного оружия и огромными кострами, называвшимися когда-то погребальными огнями Бальдера; такие костры загорались в сумерки на холмах и возвышенностях, бросая на окружающий пейзаж ослепительные отблески. Бальдер – германский Бог света, согласно мифу, убитый веткой омелы и сожжённый на погребальном костре. Скандинавы связывали сказание о Его гибели с летним солнцестоянием, поворотом Солнца к зиме, началом убывания светового дня.» Очень схоже, не правда ли? -В народных обрядах болгар, а также восточнороманских народов (румын и молдаван) фигурирует персонаж, схожий с нашим Ярилой. Его называют «Германом», «Калояном» и «Скалояном». «Похороны» изображения «Германа» проводились не только в связи с праздником. Этот обряд совершали еще и ради вызывания дождя: «Хоронили Германа женщины (как и русского Ярилу), печально напевая: «Умер Герман от засухи, ради дождя» (или наоборот: «от дождя ради вёдра», в зависимости от того, что требовалось хоронившим)» Такой обряд действительно существовал у народа гетов, жившего в древности на балканском полуострове. Не стал других смотреть. А есть ли более ранние авторы, заметки какие древние? Споров на эту тему будет не счесть, пока не будет точной, хотя бы косвенной информации из источников того времени, или близкого к тому.

Insoaf: Драгомир пишет: Драгомир пишет: Здесь опять же больше логического заключения. Совершенно верно. Только почему "опять же"? У сторонников похорон его вовсе нет обычно. Драгомир пишет: Не было воскрешения на Руси? А что же тогда с Марой? Её жгут-хоронят, а она снова приходит? На нашем форуме уже много раз поднималась тема Мары. Повторюсь. Вопреки расхожему мнению, Мара никогда не являлась богиней или хотя бы единственным духом. Мар много - у каждого человека своя (а то и не одна), и не только у человека. Поэтому никакого воскрешения тут и не происходит. Уничтожение чучела Мары сродни уничтожению на Купалу чучела Ведьмы в Белоруссии и России. Важно уничтожить не столько Мару, сколько всю "гадость", которую в чучело вложили. Представляете, если бы вместе с Марой воскресали и все болезни и невзгоды, которые в нее вкладываются? Драгомир пишет: А Ярилу встречают - "Ярилой вешним" как приход, пробуждение весенне-летней силы. Можно и так расстолковать. Ну не то чтобы именно встречают, а чествуют. Потому как зимой никто Ярилу почему-то не хоронит. Соответсвенно и "воскресать" ему весной опять же - неоткуда. Самое распространенное представление о празднике Ярилы Вешнего связано с раздачей им указаний волкам на год вперед - т.е. началом годичного цикла в Природе, а не со смертью и воскрешением самого Ярилы. Драгомир пишет: ...«Ярилин день справлялся почти в то же время, что и Купала, чаще всего в петровские заговены. Название Ярилин день, или Ярилки, сохранилось там, где Купалу не праздновали»... То, что Купала связана с Ярилой нисколько не удивительно. Драгомир пишет: выдержка А.В. Терещенко: «В Костроме отправляли ещё погребение в честь Ярилы на Всесвятское заговенье. Там старик, одетый в изорванное платье, нёс во гробе куклу Ярилы, которая изображала мужчину со всеми естественными его частями...» Вовсе отрицать факт того, что "похороны Ярилы" случались и до 90-ых годов XX века глупо. Но - обратите внимание - все факты его похорон относятся к XIX веку. И в этом смысле весьма характерно упоминание гениталий и чучела. Характерно потому, что появление фалических символов в крестьянской обрядовости относится к веку XVIII-ому, согласно Максимову ("Неведомая, нечистая, крестная сила"). Драгомир пишет: -Рыбаков(знаю, автор старый и очень много нюансов, но все же, вклад большой сделал) «Язычество древних славян» выдвигает интересную версию, согласно которой «похороны Ярилы» отражают «важнейшую аграрную фазу: полное отмирание старого зерна-семени брошенного в землю весной, и вызревание новых зерен на колосьях. Похороны Ярилы никого из участников обряда не огорчали. Зерно не отмирает в земле, а дает всход. На этом "интересную версию" можно оставить. Драгомир пишет: Очень схоже, не правда ли? А у китайцев есть аналог нашего Водопола, совпадающий и по дате и по смыслу происходящего. Но это ведь не повод заполнять белые пятна русской культуры, культурой китайской? Драгомир пишет: В народных обрядах болгар, а также восточнороманских народов (румын и молдаван) фигурирует персонаж, схожий с нашим Ярилой. Его называют «Германом», «Калояном» и «Скалояном». «Похороны» изображения «Германа» проводились не только в связи с праздником. Этот обряд совершали еще и ради вызывания дождя: «Хоронили Германа женщины (как и русского Ярилу), печально напевая: «Умер Герман от засухи, ради дождя» (или наоборот: «от дождя ради вёдра», в зависимости от того, что требовалось хоронившим)» Хорошо, но только что общего кроме самого факта похорон вы тут видете? Ни о каких возрождениях речи не идет, "на лицо" - обычное для всех европейских народов жертвоприношение. Драгомир пишет: Не стал других смотреть. Вообще, стоило указать, что посмотрели вы всё это здесь kolohod.narod.ru/rechi/rechi_pohorony_yarily.html Собственно не смотря на общие выводы, в этой статье есть пара несостыковок, на которые сам автор обращает внимание.

Драгомир: Это да. Искал года указанных источников выше. В статье найденной копировал только цитаты из приведенных им книг. А если взять язычество старого мира (я имею ввиду всего мира, многих народов) - то это оно сплошь и рядом похоже. Ну а вообще, стоит вам о таких вещах с руководителями языческих организаций побеседовать, друзьями конечно же. Какой-никакой а знаменатель единый найдется.


Insoaf: Драгомир пишет: Ну а вообще, стоит вам о таких вещах с руководителями языческих организаций побеседовать, друзьями конечно же. Какой-никакой а знаменатель единый найдется. Не найдется. Собор Буян всю историю своего существования (ещё до того, как собственно был создан, а просто существовал в виде компании единомышленников, и до недавнего времени) пытался обращать внимание глав организаций или просто деятельных людей на ошибки в современном восприятии, неверную информацию и т.п. При том, не в ультимативной форме, а (поначалу) как призыв к адекватному диалогу с применением доказательных баз. Но жизнь показала, что однажды сделав что-то, никто не хочет отказываться от содеяного и признавать свою ошибку, даже если она на лицо. Кто-то боится за свой авторитет, кому-то просто всё равно, а кому-то извращенная традиция откровенно нравится больше.

Insoaf: Драгомир пишет: А если взять язычество старого мира (я имею ввиду всего мира, многих народов) - то это оно сплошь и рядом похоже. Также как похожи и люди - у всех по две руки-ноги, голова, одинаковые внутренние органы. Только разный цвет кожи, пропорции костей, язык...а итоге разница колосальна.

Древослав: Драгомир А вы вкурсе, что в этнографии русских есть заметка о свадьбе гомосексуалистов? В своё время в КЯТ очень любили указывать на такую "традицию"... не дочитав историю до конца. А в конце истории, пришлю люди из соседней деревни и забили всех до смерти коромыслами... "Похороны Ярилы"? Процессия, ведомая стариком в откровенном рванье и чучело оплакиваемое пьяными в дупель бабами? Шикарный обряд! А что было дальше? Ну, а то что у нас только логика против книжек с парой случаев XVIII-XIX веков... А что было бы, не будь у нас этой логики? Если верить только книжкам и башкой не думать, то можно поверить и в Христа (судя по очень древней книжке) и зачем тогда вообще русское язычество нужно? Если теорема верна, то она имеет и математичсекий и геометрический и пёс его знает какой ещё смысл, и при этом всё сходится! А тут совсем не так... логика-то говорит об обратном! Кстати... Купала - праздник очень известный и празднуют его всюду до сих пор. Кто-нибудь слышал о каких-то похоронах?! Спроси у любого здорового русского человека на улице о купале и тебе расскажут о Цветке папоротника, дне солнцестояния, дне любви, огненных колёсах, хороводах и прыжках через костёр. Особо "начитанные" церковными книжками расскажут о купальском "блуде". Ну а где же похороны? Народ их не знает и не справляет... Значит даже если в какой-то местности они, пёс с ним, были, то народ от них отказался! Почему - становится понятно, если знать откуда они взялись, ведь изначально похороны были настоящие: жертвы купальских испытаний. Об этом написано ещё у Платона (или Аристотеля, точно не помню) как об обычае гипербореев, откуда этот обычай появился и у самих эллинов.



полная версия страницы