Форум » Псевдоязычество » Перун, происхождение культа (обновлённый вариант) » Ответить

Перун, происхождение культа (обновлённый вариант)

Древослав: В новой редакции статьи я постарался учесть все возможные вопросы и сделать информацию более понятной и доступной для людей. Кое-что рассмотрел подробнее чем раньше. Старый вариант статьи удалять не буду, т.к. в комментариях к ней со стороны фанатичных адептов Перуна много забавных моментов и они обязательно должны быть сохранены для истории))) Разумеется, если у вменяемых читателей возникнут какие-то вопросы - я обязательно отвечу, потому что статью я писал не для себя, а для русских людей и она должна быть предельно понятна читателю. Перун, происхождение культа Эпиграф: "Что недостойнее твердости и постоянства мудрого мужа, чем придерживаться ложного, или, ничуть не сомневаясь, защищать то, что недостаточно исследовано и продумано?" Марк Туллий Цицерон «О природе Богов». Господствует мнение, что все те Боги, которые известны у Славян, являются и Русскими. Ровно, как и все Боги, которые хоть где-то упоминались на Русской Земле, так же приписываются русским. Без различия, без исследования, без разбору. Данная статья посвящена конкретно Перуну. На сегодняшний день, этого громовержца считают Богом воинов и князей, верховным Богом Русского Пантеона. Я предлагаю проанализировать имеющуюся об этом культе историческую информацию, чтобы для всех стала наглядной подлинная история культа Перуна и его корни. Ниже следуют популярные высказывания в защиту русскости Перуна и мои к ним комментарии и справки. Если отринуть демагогию и юродство, то, в сухом остатке, мы получаем следующую информацию: 1. Местность (возвышенность) под Новгородом именем перынь (перыня), где стояло капище Перуна во времена князя Владимира. Сама форма возвышенности поразительно напоминает постельную перину и в словаре старославянского языка, слово "перыня" так и переводится - "перина". Т.е. Перун совершенно не связан с этим топонимом местности, а то, что там стояло его капище – неважно, ведь там могла стоять и церковь. 2. Символ «перунов цвет» или «перуника». Но у всех славянских народов, цветок-прототип символа называется "яр-цвет" или "жар-цвет" (jar-cvet), т.е. он естественно связан с Ярилой, а не Перуном. Сам цветок имеет яркий красный цвет. 3. В договоре Святослава с византийским императором Цимисхием, упоминается (летописцем Нестором, автором Повести Временных Лет, далее ПВЛ), что Святослав клялся "Перуном и Волосом, скотьим богом", ровно как прежде Перуном клялись Олег и Игорь. Но по византийским источникам такого договора вообще не было, а Святослав подплыл лишь на минуту и решение принималось на словах. Этот договор описал очевидец сей встречи, Лев Диакон. Вызывает большие сомнения достоверность договоров, о которых никто, кроме Нестора (автора Повести Временных Лет), не пишет. Перу Нестора принадлежит и якобы сватовство Константина Багрянородного к Ольге. Что так же нелепо, как и договоры, ибо Константин VII был женат с 919 года, и в 939 уже имел наследника Романа. Будто бы, "седина в бороду, бес в ребро". А ещё язычников варварами называют! А здесь, добропорядочный христианин, правитель Византийской Империи, домогается варварской Княгини. Нелепость! И как после этого доверять договорам от Нестора, который не был даже современником этих событий? С другой же стороны, есть очевидец встречи Святослава и Цимисхия - Лев Диакон, не упоминающий никаких договоров. Стоит отметить и тот факт, что несмотря на слова Нестора о не менее чем трех письменных договорах между русами и правителями Византии, археологи не обнаружили ни одного! Русские князья, согласно своему статусу и понятиям о чести, давали устные обещания и клятвы, а предложение подписать договор вообще могло расцеваться как недоверие слову князя, а значит и неуважение к нему. 4. Культ Перуна известен при Владимире Крестителе в Киеве и Новгороде. Даже больше: он вообще получил распространение только при Владимире, по сути, стояв лишь 8 лет (сам поставил - сам и сверг, крестив Русь). Перун же появился на киевских землях ещё в VII веке, вместе с литовскими визитами, т.е. ещё до призвания варягов на Русь. В Славии (новгородской Руси) он появился впервые, вместе с реформой Владимира. Это подтверждено археологически: см. исследования археолога Цветкова. Новгородцы издавна почитали Рода и Рожениц и только при Владимире Рода свергли и вместо него поставили Перуна. 5. Перун отождествляется с Ильёй пророком так же, как Ярило со святым Георгием. Но Перун по функциям не пророк, а воин! Единственный Бог русского пантеона с пророческими функциями - это Прове, бог Вагров, чье капище было в Арконе (по хронисту Гельмольду). Есть, правда, исследователь Мария Гимбутас (литовка по происхождению), что пишет, что, мол, Гельмольд описывает то, что на Арконе стоял Перун, но почитав самого Гельмольда вывод очевиден - она лжёт. Более того, открыв её книгу «Славяне – дети Перуна», любой может взглянуть на то, кто спонсировал выход этой книги, изданной в США. Я могу понять эту литовку, которую спонсируют американцы, во время холодной войны с СССР, но не могу понять тех, кто не видит таких банальных подтасовок. Культ громовержца-пророка широко известен у Вагров, которые и называли его Прове (от проветь - пророчествовать). Немцы (не путать с германцами) описывали его как «Проне». Это слово так же известно нашему языку: старославянское "пронеть" - "пронзать, разить", отражает воинские функции Прове. Так что, аналогия Перун - Прове, абсолютно некорректна. 6. У прибалтов (чухонцев) был Перкунас - полный аналог Перуна. Это точно. Собственно, он и есть чухонский, ровно как и дружина Владимира была чухонской. На момент её найма, понятие «варяг» уже вышло за этнические рамки вагров и русов. Варягом могли уже назвать любого, кто входил в дружину. Так что, представляется вполне логичным, что с чухонцами пришёл на Русь и их Бог. Некоторые могут удивиться: как же возможно заимствование культа, если русские на тот момент были намного более развиты культурно? Однако, если это заимствование происходит не естественно, а исключительно навязано правящим слоем, то возможно все! Так было и с Перуном, и точно так же впоследствии произошло крещение Руси, причем и то и другое было произведено одним и тем же правителем - кровожадным князем Владимиром. 7. У белорусов, гром значит "пярун". Но они сотни лет испытывали влияние чухонцев. Братский нам народ белорусский, делится на литвинов (чухонцев) и белорусов (русских) – таков итог чухонского влияния. Я ни коим образом не хочу оскорбить белорусов, поэтому приведу цитату самих белорусов о себе. На одном форуме, на вопрос «почему вы называете себя белорусами, ведь мы литвины!» было сказано следующее: «кто литвой себя признал – тот литвин, а кто предков чтит – тот белорус». Ни добавить - ни убавить. Немного из истории Белоруссии. К XIII веку, раздробленность Руси достигла своей критической точки, что позволило возникнуть у Её западной границы сильнейшему на тот момент государству Восточной Европы, под историческим именем «Великое княжество Литовское» (далее - ВКЛ). Именно в ВКЛ начала формироваться народность, именуемая нынче Белорусской - как тех, кто является Русскими, а не Литовцами. Одной из версий смыслового значения Белоруссии является и «Вольная Русь», т.е. Вольная от ВКЛ. И эта версия не лишена оснований, так как венедский (венедами называют русских до сих пор) корень «Бел» имеет русский аналог - Воля. Первое же упоминание о Белой Руси появляется только после этого, в источниках XIV - XV веков. После этого, лишь в 1517 году белорусский первопечатник Франциск Скорина начал издательскую деятельность, переводя литовские книги на белорусский язык. Здесь, даже не имеет значения - кто по национальности был этот Франциск, ибо речь идёт о формировании Белорусской грамматики… Это ответ на вопрос - откуда в белорусском языке появилось понятие «пярун». В русском языке, до сих пор такого слова не появилось. Есть русские - гром, молния, гроза. Кстати, только звук, связанный с этим явлением имеет мужской род, а всё остальное - женского рода. Т.е. весьма странным видится явление женского рода, называемого мужским именем "пярун". Русской мифологией до сих пор сохранился образ Царицы Молоньи (Меланьи). Так же, молнии часто связаны с Богиней Зарёй (Златой), где даже зарницы-«калинники» это молнии Вечерницы (Вечерней Зари). Теперь же, обратимся к белорусской мифологии - с представлениями о Перуне: «Когда мир начинался, не было в нём ничего живого. Стояла только мёртвая вода, а посреди воды торчал большой камень. Ударил Перун в тот камень громовой стрелой, высек огненные искры. Упали искры в воду. Замутилась вода, потемнело небо, а когда вновь просветлело - отделилась от воды земля. Выросли на земле зелёные леса, поселились в них звери и птицы. Потом появился человек - то ли откуда-то пришёл, то ли сам собой народился.» Это - слепленный наскоро сюжет в белорусской мифологии, где даже не успели придумать, откуда взялся человек. Судя по несоответствии представлениям на Руси, это повествование свидетельствует либо об умышленном навязывании литовской стороны, либо изобретение, в силу утраты старого (русского). В этом мифе наблюдается только откровенное невежество авторов, кои далеки от познания природных явлений. Так же есть исторический факт того, что в Новгород Перуна "вносили на копьях", т.е. до этого его там не было. Это подтверждает и археология: в ямочку от древнего капища (капища Рода) было позднее вставлено капище меньшего диаметра (собственно, свергли русского и поставили нерусь). "И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу" (ПВЛ). Зафиксирован случай, когда при свержении капища Перуна и низвержении его в реку, он пристал к берегу ниже по течению, но проходящий мимо местный русский мужик, пнул его обратно. Вот цитата из первой новгородской летописи младшего извода: "Ты, Перун, досыта поел и попил, а теперь плыви прочь". Т.е., проще говоря, погостил - проваливай! А что же "ест и пьет" этот Перун? Русскую кровь: "И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот… И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один… И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий… И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам» " (ПВЛ о капищах Владимира в Киеве). Там же, в Новгороде, его называют "змеяка - перун", что уже характеризует его как Скверного Бога. Вспомните Ярилу, что пронзает копьём Скверну – змея. Да и есть ли в русском языке слова с корнем перун? Нету. А имена Ярило, Мокос (Макошь), Волос, Прове и т.д. имеют однокоренные. Это ли не доказательство их русскости, в противовес культу Перуна? Да и мог ли почитаться у северных народов громовержец как верховный? Солнце для нас намного важнее - он дарует жизнь всей планете и это особенно ощутимо среди северных холодов! А европейский ли он вообще? Греческий Зевс держит в руке "перун" - молнию, которые куют для него циклопы. Так же слово "пиро/пирос" в южных языках значит "огонь", но не в русском! Древнеиндийский Парджанья, хеттский Пирва, литовский Перкунас… Но нет Перуна ни в Западной Европе, ни в России. Этот культ встречается у прибалтов, южных славян и дальше на Юг, вплоть до Индии и Персии. Вглянув на карту Евразии нетрудно заметить, что народы, почитающие Перуна как бы узким клином врываются в Европу, где Перун никому не был известен, а вот чем южнее, тем больше почитателей Пирвы. Перун, конечно, присутствует у сербов и болгар… но не у русских. Те заимствования (чухонские ли, или тюркские), которые приняли славяне, русы отвергли. И вообще, странно, в свете современных научных исследований полагать, что грозовая туча более могущественна, нежели Солнце, которое и служит источником возникновения грозы. Без солнца невозможно существание Жизни на нашей планете. Насколько нужно быть «тёмным» чтобы верить в могущество грозы? Или кому выгодно, чтобы Русские и Славяне были такими «тёмными»? Нет дыма без огня… Дело в том, что культ громовержца необходим иудеям, ибо перед вторым пришествием Христа, должен появиться его предвестник - бог громовержец. Т.е. верят в него, прежде всего иудеи, богом которых до пришествия Христа был Ду-шара (по функциям – это точная копия Перуна). Перунас (Пирва) был богом их родственников - хеттов. Хетты же известны истории как племя, разошедшееся по Европе, достигнув даже Британских островов, на которых были представлены пиктами. Наличие Перуна у литовцев – это лишь свидетельство их хеттского происхождения (по крайней мере, в культурном плане). Русь же, до самого последнего своего года существования на Западе («к варягам, к руси» ПВЛ), так и не стали знакомы с азиатским культом Перуна. Их Богами были - Святовит, Прове, Радегаст, Сива, Ругевит, Поревит, Яровит и т.д. В культах Святовит (Государственная власть), Прове (Правоохранительные органы и суд), Радегаст (Вооружённые силы), Сива (Религиозный сектор), видится очевидные признаки Государственности. Там просто нет места Перуну! У кого-то из читателей может возникнуть вопрос, так кто же Русский Бог воинов, а кто - князей и воевод, если это не Перун? Под чьей эгидой русские войска побеждали в прошлом и будут побеждать в будущем? Кого должен выбрать воин наших дней? С незапамятных времен, на стягах Русских войск было Солнце, а позднее, в христианское время, св. Георгий Победоносец. А это Ярило (он же Яровит) - Бог Солнца, разящий копьем Скверну. И именно он - покровитель героев, идущих на смерть ради благородной цели, защиты Родины. Русский вариант щита Зевса ("эгиды") - это щит Яровита, который хранился в его храме и выносился только во время войны и то, что русский князь Олег Вещий прибавает щит к вратам Цареграда, свидетельство того же культа Яровита, а вовсе не Перуна, которым Олег якобы клялся. У военачальников свой культ - Радегаст, чье имя само за себя говорит: "рада" - "совет", а венедское "гаст" - "глава", т.е. Радегаст - "глава Совета". В древности воевод русов так и звали радегастами, о чем сохранилось достаточно упоминаний в хрониках. И воинственный Ругевит (дословно "Русский Витязь", или же "Грозный Витязь" от "ругать" - "грозить") имеет вокруг себя семь мечей (семь русских воинских родов), а восьмой - мечь Непобедимости - держит в руке. Рогатый Волос так же имеет воинские функции, ровно как и Бог Германцев – Водан, или рогатый бог кельтов Таранис (Таурус – т.е. бык, символ Волоса). Покровитель княжеской власти русов - Святовит, имеющий в том числе и воинские атрибуты. У служителей правопорядка - Прове, разящий молнией преступников. Легче сказать, кто из Русских Богов не воинский, чем назвать одного! Во время войны каждый идет на войну. Так же и функцией громовержца владеют многие Русские Боги и Богини: Ярило, Святовит, Прове, Ругевит, Волос, Заря... Т.е. культов более чем достаточно, и все они, определённо враждебны литовцам - постоянным врагам Руси. Литовцы - прекрасны тем, что они Литовцы, а не Русские. У них - своя история. Поэтому, им не гоже лезть к Русским в душу, ровно как и русским - чтить чужих Богов. Русским - Русских Богов! P.S. А для тех, кто всё еще сомневается, есть русский народный обычай: "кто на Масленицу горелый блин съел, тот грома не боится". Слава Яриле!

Ответов - 68, стр: 1 2 3 4 All

Древослав: Lada пишет: пирит iron,пироп в некоторой степени Вы о чём?

Зима: Моё мнение. но проходящий мимо местный русский мужик, пнул его обратно: Ты, Перун, досыта поел и попил, а теперь плыви прочь! Этот факт, отражённый в летописи, означает НЕ почитание и НЕ уважение Перуна как бога.

Лютомир: Зима, Но ведь это христианином написано (или нет).


Древослав: Лютомир Летописец как раз считал Перуна одним из основных) А мужик тот - неизвестно, во что он верил. Если он не был монахом, то и не важно во что - в то время традиция была ещё в силе.

Зима: Лютомир пишет: Но ведь это христианином написано (или нет). Но этот христианин, Нестор, хотел акцентировать мысль о ненависти, непочитании Перуна, подводя почву к христианству И не могло быть иначе - из желания власти и подчинения ("регулирования" социальных отношений), именно "дружинный" Перун был поставлен Владимиром Малушей как самый главный бог среди других, желая также, как и у других, организовать "единого" бога. Но и это не сработало, общество не хотело "регулироваться",тогда надо было ввести христианство. Читаем А.Г. Кузьмина и сравниваем с ПВЛ от Нестора:

Vissavald: Древослав пишет: С незапамятных времен, на стягах Русских войск было Солнце ??? Древослав пишет: Так же слово "пиро/пирос" в южных языках значит "огонь", но не в русском! Пы́рей - "загнётка в русской печи", тверск. (Даль), сербохорв. пи́рjа̑н, род. п. пирjа́на "тушёное мясо", спи́рити, спи̑ри̑м "раздувать", упи́рити -- то же, словен. zapíriti sе "покраснеть", чеш. pýř м. "раскаленная зола, жар", руří ср. р. -- то же, pýřiti "краснеть", слвц. рýrit᾽ sа "краснеть", польск. реrzуnа "тлеющие угли", в.-луж. pyrić "топить", н.-луж. pyriś -- то же. ORIGIN: Родственно греч. πῦρ, род. п. πυρός ср. р. "огонь", умбр. pir, арм. hur, д.-в.-н. fiur "огонь", ирл. úr -- то же, тохар. А роṛ, puwar - то же. Древослав пишет: "рада" - "совет", а венедское "гаст" - "глава" Под "венедским" Вы какой язык подразумеваете и какими источниками пользуетесь? Древослав пишет: В древности воевод русов так и звали радегастами, о чем сохранилось достаточно упоминаний в хрониках Можно ли услышать название хотя бы одной из этих хроник? Древослав пишет: Рогатый Волос ???

Древослав: Vissavald пишет: ??? В Арконе хранилось главное знамя - "Станица", которое очевидно было связано с солнечным культом, в частности, Святовит. В христианское время изображали крест и голову Христа с нимбом, но, почему-то не икону... возможно, наложение традиций. Известно, что покровителем русских войск был святой Георгий (то есть Ярило, солнечный культ), который так же изображался на основном знамени. Vissavald пишет: Пы́рей - "загнётка в русской печи" Резонное замечание. Как вы объясняете такое количество синонимов? Вообще, в нашей сфере, из весьма здравых лингвистических построений зачастую получается ералаш и огромнейшая вариативность смущает. Vissavald пишет: Под "венедским" Вы какой язык подразумеваете и какими источниками пользуетесь? Это частные изыскания. В словарь венедского XVII века верится очень уж с трудом. Что касается этимологии конкретного слова, "рада" как совет есть в украинском, польском и родственно немецкому rat или голландскому raad. Вообще, сейчас считается заимствованием. Гаст - (лат. hasta). 1) длинное копье у древних римлян. 2) копье, дротик или скипетр в руках древнеязыческих богов. Надо ли пояснять, что копьё - символ власти, вождя, воеводы? Любопытно и такое мнение по "гаст": "Кельтическая или венетская основа «гаст» – «благородный», «достойный», если признать её близость с формой «гайз / гез», вероятно, связана с такими терминами, как готское gasintha, лангобардское gesinde и англо-саксонское (ютское?) gesith в законах Витреда, короля Кента, обозначающими дружину, комитат, то есть сообщество знатных воинов, приближённых короля" Как видите, лингвистика, что дышло и тут надо осторожнее быть. =) Vissavald пишет: Можно ли услышать название хотя бы одной из этих хроник? Можно. Орозий, История против язычников: Радагайс (вождь варваров, атаковавших Рим). Феофилакт Симокатта. История I, 7 и Феофан Исповедник. Хронография. Год 6076: Ардагаст (возможно, ошибка в написании, вождь антов). Учитывая значение слова, это скорее не имя, а статус. Кстати, как и виновный в смерти Радагайса Сар (наверняка, аланом был). Vissavald пишет: ??? Волос, Кернунос и даже Один (вендельского периода, кстати) виделись рогатыми. Хотя география рогатых культов, которые как правило родители Бога Солнца очень широка. Рогатость демонов в христианстве пошла от войны с именно этим Богом.

Vissavald: Древослав пишет: В Арконе хранилось главное знамя - "Станица" Немножко разные вещи с "С незапамятных времён..." и далее по тексту. Древослав пишет: Что касается этимологии конкретного слова, "рада" как совет есть в украинском, польском и родственно немецкому rat или голландскому raad. Ну да. Только в русском почему-то основа "вѣтъ" (совет, вече и т.д.). Древослав пишет: Гаст - (лат. hasta). 1) длинное копье у древних римлян. 2) копье, дротик или скипетр в руках древнеязыческих богов. Надо ли пояснять, что копьё - символ власти, вождя, воеводы? Любопытно и такое мнение по "гаст": "Кельтическая или венетская основа «гаст» – «благородный», «достойный», если признать её близость с формой «гайз / гез», вероятно, связана с такими терминами, как готское gasintha, лангобардское gesinde и англо-саксонское (ютское?) gesith в законах Витреда, короля Кента, обозначающими дружину, комитат, то есть сообщество знатных воинов, приближённых короля" Если первое замечание ещё можно простить (такое соблазнительное созвучие, правда?), то второе выдаёт беграмотность: в gasintha/gesith ga-/ge- - это собирательная приставка, обычная для германских языков. Корневая основа sith - "сидеть", то есть, "воины, СИДЯЩИЕ возле короля" (ср. англосаксонское witenagemot - "собрание (ge-mot) знающих (witen)"). "Гаст" же - корневая основа: host (n.1) "person who receives guests," late 13c., from Old French hoste "guest, host, hostess, landlord" (12c., Modern French hôte), from Latin hospitem (nominative hospes) "guest, host," literally "lord of strangers," from PIE *ghostis- "stranger" (cf. Old Church Slavonic gosti "guest, friend," gospodi "lord, master;" see guest). guest (n.) Old English gæst, giest (Anglian gest) "guest; enemy; stranger," the common notion being "stranger," from Proto-Germanic *gastiz (cf. Old Frisian jest, Dutch gast, German Gast, Gothic gasts "guest," originally "stranger"), from PIE root *ghosti- "strange" (cf. Latin hostis "enemy," hospes "host" -- from *hosti-potis "host, guest," originally "lord of strangers" -- Greek xenos "guest, host, stranger;" Old Church Slavonic gosti "guest, friend," gospodi "lord, master"). Древослав пишет: Как видите, лингвистика, что дышло и тут надо осторожнее быть. =) Древослав пишет: зачастую получается ералаш Ералаш и дышло у Вас получается потому, что Вы сваливаете в кучу примеры из языков разных семей. Да, в основе все языки Европы (кроме венгерского и баскского) идут от одного праязыка, но расходились по ветвям и семьям они в разное время. Древослав пишет: это скорее не имя, а статус Вот здесь согласен. Древослав пишет: Волос, Кернунос и даже Один (вендельского периода, кстати) виделись рогатыми КОМУ, кроме Вас , Волос виделся рогатым? Описание культовых мест (желательно импортных хронистов, как Вы любите)? Раскопанные культовые изображения (желательно с надписью "Это Велес/Волос")? Чёрт с ним (да, я знаю теорию про "Велес->Чёрт), хотя бы какие-нибудь местные поучения против язычества с описанием развесистых рогов?

Vissavald: Касательно этимологии латинского (сабинского) слова hasta: From Proto-Indo-European *gʰast- (“branch”). A relationship with Sanskrit hastā (“hand”) is uncertain. Cognates include Irish gas (“stem (of a plant)”) and Gothic gazds (“spine, aculeus”).

колобок: Vissavald Вы англичанин? Почему пишете по-английски и не доводите суть своих сообщений для всех, читающих и мыслящих по-русски?

Древослав: Vissavald пишет: Только в русском почему-то основа "вѣтъ" (совет, вече и т.д.). Сейчас русские говорят на языке славянской группы, а венедский язык - мёртвый. Остались только отдельные слова и понятия, многие из которых считаются заимствованиями из германских языков. Vissavald пишет: то второе выдаёт беграмотность Положусь на ваши знания. Vissavald пишет: host (n.1) "person who receives guests," late 13c., from Old French hoste "guest, host, hostess, landlord" (12c., Modern French hôte), from Latin hospitem (nominative hospes) "guest, host," literally "lord of strangers," from PIE *ghostis- "stranger" (cf. Old Church Slavonic gosti "guest, friend," gospodi "lord, master;" see guest). guest (n.) Old English gæst, giest (Anglian gest) "guest; enemy; stranger," the common notion being "stranger," from Proto-Germanic *gastiz (cf. Old Frisian jest, Dutch gast, German Gast, Gothic gasts "guest," originally "stranger"), from PIE root *ghosti- "strange" (cf. Latin hostis "enemy," hospes "host" -- from *hosti-potis "host, guest," originally "lord of strangers" -- Greek xenos "guest, host, stranger;" Old Church Slavonic gosti "guest, friend," gospodi "lord, master"). Несколько странным выглядит то, что одно слово означает и гостя и хозяина одновременно. Откуда цитата? Зато тема с копьём - гарантированно встречается в русском, т.к. взята из словаря заимствований Чудинова А.Н. (1910 г.) и даёт понятное и разумное значение звания Радегаст. А ваш пример очень характерен, дабы показать ералаш лингвистических построений. Или по крайней мере их невероятную сложность и вариативность. Что ж мы имеем в итоге? Бог Войны - "гость", "незнакомец", "враг" своим почитателям? Или, в случае звания - своим воинам? Пожалуй, единственный вменяемый вариант - "хозяин", но он маловероятен. Маловероятен потому, что в германских языках "гаст" имеет конкретный смысл, ровно как и "ксенос" в греческом. "Ксенофобия" ведь не "боязнь хозяев", верно? Vissavald пишет: Ералаш и дышло у Вас получается потому, что Вы сваливаете в кучу примеры из языков разных семей. На вендов было влияние языков обеих групп и вполне могли быть слова из них же. Что тут такого? Адриатические венеды вообще были вероятно романоязычные, в отличии от германоязычных вандалов/вендов. Да и само имя воеводы Радегаста связано именно с Римом. Рим, к слову, был прямым соседом германцев и считать, что эта огромная империя никак не повлияла на своих соседей... разве это разумно? Vissavald пишет: расходились по ветвям и семьям они в разное время. Семьи и ветви соседствовали между собой и влияли друг на друга. Vissavald пишет: КОМУ, кроме Вас , Волос виделся рогатым? Финнам. Их аналог Деда Мороза - мало того что рогатый, он ещё и враждебен к ним и ведёт себя как захватчик и грабитель: сжирает всё в доме и выпивает всё спиртное. Явно отголосок культа их соседей, принесших им много бед. Балтский Вельс/Велняс так же рогат. Один (который имел прототипом человека) как культ в вендельский период почему-то стал рогатым, хотя ни до ни после рогов не имел по собственно скандинавским сагам. Да и в вендельское время это смешение родственных культов, а не замена. Это как будто конъюнктура. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/54/994/54994067_image007.jpg Аналогичные изображения найдены в Старой Ладоге. Во время Святок и Масленицы люди в рогатых масках и волосатых шубах (мехом наружу) - не редкость, а одновременно и рогатым и волохатым может быть разве что Велес. Культовое животное - тур, рогатое и святилище (или даже само изображение) возможно оформлялось с использованием костей жертвенных животных. Под понятием "скот" (а он ведь "скотий бог") имелся ввиду рогатый скот. Говорят "коровий бог" и "коровий (воловий) праздник". Даже у подковы, которой приписывалось повышения дохода ("скота" как денег) имеет участки, называемые "рогами". Ну и самое главное - про чёрта. Одно из имён сатаны в христианстве - Велиар (Велияр), который без сомнения рогатый. К сожалению, детальных описаний капищ Велеса и Волоса мы не имеем, не смотря на обильные упоминания о нём в летописях и фольклоре. Ему часто посвящали культовые камни, что исключает изображение какого-либо лика. Впрочем, если бы не завивали сноп "Волосу на бородку", сложно было бы сказать, если ли у него борода например. А почему вас так это волнует? Что вас смущает?

Древослав: Vissavald пишет: Касательно этимологии латинского (сабинского) слова hasta: "шип", "игла", "колючка" - вполне в духе латинского значения "дротик". Искать общие корни латинского и готского... учитывая, что готы бывали в Риме... Как это обосновывается? колобок В некоторых кругах принято так писать, дабы не искажать переводом изначальный смысл сказанного. Учитывая тонкость обсуждаемого вопроса, это должно быть важно. Для простого человека это кажется пафосом и невоспитанностью, но тут, как видите, есть и другой смысл - научность.

Vissavald: колобок пишет: Вы англичанин? Почему пишете по-английски и не доводите суть своих сообщений для всех, читающих и мыслящих по-русски? Потому что это copy-paste из Этимологического словаря английского языка. Если дам Вам ссылку, Вам легче будет? По-моему, знание английского в наше время - необходимый минимум (хотя бы с точки зрения знания вероятного противника или из элементарного чувства превосходства: русскому выучить их "примитивный язык информации" намного легче, чем "тупому" англосаксу - русский, что моментально повышает самооценку). Это мне напомнило мою "дискуссию" на одном ресурсе, где я, иронизируя над автором некой статьи (большим поклонником одного неудавшегося австрийского художника-акварелиста ), назвал его (автора)"херром". За автора вступился некто, заявив, что "по-иностранному только дураки разговаривают, чтобы другие вокруг глупее казались, а русскому человеку это не надобно"...

Vissavald: Древослав пишет: А почему вас так это волнует? Что вас смущает? Меня смущает то, что Ваши построения напоминают мне монументальный трёхтомный опус некоего Александра Пересвета "Русские - не славяне", "Русские - покорители славян", "Русские - собиратели славян", где сей писатель в самом начале первого тома делает едва заметную оговорку, что "всё нижеследующее можно расценивать как подгонку под заранее известный результат"... И дальше на протяжении трёх томов идёт гремучая смесь популяционной генетики, археологии, источниковедения и ещё чёрт знает чего, со ссылками на неких интернет-"авторитетов", скрывающихся под многозначительными никнеймами, и в конечном итоге всё это выливается в банальнейший, дилетантски поданный норманнизм самого бульварного пошиба. Это к "подгонке под результат", собственно... Пы.Сы. Давно вызывают отвращение любители брать псевдонимы а-ля Александр Пересвет, так как чаще всего за подобной вывеской скрывается какой-нибудь Илья Бортник (хотя Пересвет тоже вполне себе семитская фамилия... )

Vissavald: По Радегасту есть ещё и такое мнение... http://ru.wikipedia.org/wiki/Радегаст (см. раздел Критика)

Древослав: Vissavald пишет: Меня смущает то, что Ваши построения напоминают мне В отличии от приведённого вами автора, мы ведь (пускай пока только в моём лице), готовы беседовать, обсуждать, приводить доводы. Собственно, что мы тут с вами и делаем. Да и ведь не только мы в Буяне считаем Велеса рогатым) Скорее вопрос, кто считает иначе и почему. Хотя я бы лично не стал возмущаться, если бы кто-то видел в Велесе только человеческие черты. Вопрос в том, зачем эти рога и что в этом виделось. Vissavald пишет: По Радегасту есть ещё и такое мнение... Оно не выдерживает критики, потому что на землях лютичей и ободритов полно топонимов и даже гидронимов, упоминающих Радегаста. Если бы это было только частное упоминание какого-то местечкового культа... но нет, он был весьма распространён.

Vissavald: Древослав пишет: Одно из имён сатаны в христианстве - Велиар (Велияр) Опять чудиновизмы. Сравниваете семитские и арийские корни просто по созвучию. Оригинальное имя Велиала в Библии - «בליעל» ("Б'лиял" - "польза, предназначение"). Вполне вероятно, греческие толмачи опять (как не раз и не два во всех христианских "богодухновенных книгах") начудили, приняв существительное за имя собственное.

Древослав: Vissavald пишет: Сравниваете семитские и арийские корни просто по созвучию. Если это касается имени существительного (а в связи с очень распространённым культом и подавно), оно может быть первичным. Евреи любят приписывать себе всё и вся, производя от своего языка.

Яросвет: Такого я еще не читал: Оставьте Перуна славянам! P.S.: Полемику (Скрытень Волк - ЯR) после статьи не осилил.

Коловрат: Яросвет , всё когда-то впервые))



полная версия страницы