Форум » Сцена » Даждьбог, происхождение культа » Ответить

Даждьбог, происхождение культа

Древослав: Даждьбог. Происхождение культа. Вопреки расхожему заблуждению, культ Даждьбога (Дажьбога) не является русским. Аргументы за его русскость можно пересчитать по пальцам, да и те основываются на теориях и предположениях. Исследователи "старой школы", считают его русским, хоть и с индоиранскими корнями (например, Н. А. Баскаков в работе 1973, А. Н. Робинсон). Но это не более чем предположения. Академики РАН не занимаются "кабинетной мифологией" (мифотворчеством), но местами строят умозаключения, основанные на неверных предположениях. Ведь ни один академик никогда не усомнится в собственном образовании, иначе сама его научная степень будет подвергнута сомнению. Множество ученых защитили свои диссертации на тему языческих воззрений в Древней Руси, поэтому им малоинтересны материалы, которые способны опровергнуть их умозаключения. Кроме того, из тех ученых, что занимаются изучением языческих воззрений, нет ни одного настоящего язычника и им нет дела до целостности и полноценности языческого мировоззрения. Культ Даждьбога для ученых - это всего лишь, еще один культ "славянской мифологии", которую им незачем систематизировать или подвергать сомнению. "Если был на Руси, значит русский". Но с таким подходом можно приписать русским и Христа с Богородицей, что само по себе абсурдно. За одно лишь их можно поблагодарить: что они не отрицают, что корни культа Даждьбога лежат за пределами Руси, в иной культуре. Если взглянуть на культ Даждьбога с точки зрения русского язычника и без всяких предубеждений, то его позиции как русского Бога не столь незыблемы если не сказать больше - надуманны. 1. Даждьбог впервые появляется в истории по записям Нестора о пантеоне князя Владимира Крестителя, который он поставил возле своего княжеского двора в Киеве (980 г.). Вот как это описано в Повести Временных Лет: "Володимер... постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна ... и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь". Из них, Перун - чухонский (Перкунас) или же хеттский (Перунас), Хорс - культ скифских народов (можно считать его русским из-за близкого родства наших народов и культур), Семаргл - иранский, Стрибог - неизвестного происхождения (вероятно, его происхождение сходно с Даждьбогом), Макошь - русская, но в южном произношении (что вызывает некоторые сомнения) и сам Даждьбог. Очевидно, что этот "венегрет" нельзя считать русским пантеоном, учитывая, что есть собственно русские собрания культов (например, Род и Роженицы или Боги о. Буяна). Тот факт, что 8 лет спустя тот же князь Владимир крестит Русь, дает основания полагать, что корни этого пантеона (и даже нескольких культов в нем самом) следует искать в христианстве, а не в язычестве. Да и, собственно, главного Бога Руси, Велеса, в нем нет - его капище находилось отдельно и поставлено было много ранее. 2. Часто Даждьбога ассоциируют с Богом Солнца, но это место традиционно занимает Покровитель Воинов и Бог Плодородия - Ярило. По Ипатьевской летописи под 1114 помещена вставка из Хроники Малалы (см. о ней: Творогов О. В. Античные мифы в древнерусской литературе XI—XVI вв. // ТОДРЛ. 1979. Т. 33. С. 8—11), повествующая о языческих богах как о земных царях и в числе других называющая царя Феоста (Гефеста) и его сына — царя Солнце (Гелиоса). Феост отождествляется слав. христианским переводчиком Хроники Малалы со Сварогом, а Солнце — с Дажьбогом: "И по сем (после Сварога) царствова сын его именем Солнце, его же наричют Дажьбог... Солнце царь сын Сварогов, еже есть Дажьбог...". Немаловажно отметить, что переводчик являлся христианином и в силу этого не знал (или умолчал) имена Русских Богов, зато ему были прекрасно известны Даждьбог (Дажьбог) и Сварог, чье имя откровенно говорит о его индийских корнях (сварга - небо). В ПВЛ под 980 при перечислении богов, чьи капища поставил Владимир в Киеве, между именами Хорса и Даждьбога нет точки и соединительного союза «и», как между остальными именами. Но делать из этого вывод, что Хорс и Даждьбог суть одно - неверно. Это просто опечатка автора или переписчика, что подтверждает еще один документ (не менее спорный, сколь и христианский), где запятая присутствует - "Слово св. отца нашего Иоанна Златоустага... о том, како первое погании веровали в идолы и требы им клали, и имена им нарекали...": в Прологе 1383, хранящемся в ЦГАДА (ф. 381, № 172), сообщается о том, что Владимир в Киеве "изби вся идолы: Перуна, Хурса, Дажьбога и Мокш и прочая комиры". Так же, наличие в пантеоне князя Владимира именно шести культов, а не пяти, подтверждается археологией: обнаружено шесть углублений под капища, расположенных друг напротив друга по три. Два Бога Солнца могут существовать одновременно только если они соединены жрецами или теологами (в их витиеватых мыслях), при смешении двух разных культов и разделения функций солнца между ними на солнечный свет и сам диск. В народе же почитается только один из них, в зависимости от мнения самих людей, а не жрецов или теологов. Более логично объединение культов вокруг самого солнца. Так это произошло у русских, когда солнечная ипостась Хорса объединилась с традиционным Ярилой и он стал изображаться верхом на коне (Хорсе). Это изображение можно и сейчас наблюдать на гербе г. Москвы. Наличие же двух Богов Солнца (света и диска) не характерно для русских и совершенно не соответствует действительности, ведь Солнце - одно. Поэтому и Русский Бог Солнца - один, и это - Ярило, а не Даждьбог. 3. Само слово "даждь", в значении дающий, отсутствует и в русском, и в белорусском, и в старославянском. Существительное "дающий" - это "давец" или "дарь". Даждь - дождливый (cловарь старославянского языка в 4-х томах, на русском - издательство Санкт-Петербургского университета, оригинал издан Чешской Академией наук в период с 1966 по 1997 г.). В белорусском, единственное слово с похожим корнем - это слово "дажджышча" - ливень, проливной дождь. Значение "дающий", это слово получило только в церковнославянском языке, т.е. это значение было искусственно введено христианами. Например: "...хлеб наш насущный, дажди нам днесь...". Логичный вывод из этого, что Даждьбог - это лишь еще один эпитет христианского Господа Бога, лишь облаченный в подобие языческого культа. Это подтверждается и тем, что Даждьбог упоминается в "Слове о полку Игореве": "Тогда при Олз? Гориславличи с?яшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука" (С. 16—17), "Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила д?вою на землю Трояню" (С. 19) В нем даждьбожим внуком назван князь Игорь Святославич, который являлся христианином как и сам автор "Слова...", т.к. оно и заканчивается словом "аминь". Наличие в "Слове..." именно Даждьбога - иносказательно, т.е. обословленно только лишь поэтической формой повествования. Так же локально известны ряд поговорок (по Е. В. Барсову), где Даждьбога легко заменить Господом: "Покучись Дажьбогу, управит понемногу", "Полно тосковать, Дажьбог все минет". 4. Даже если переводить имя "Даждьбог" как Бог Дождя (в соответствии с традиционой трактовкой слова "даждь"), то это, опять же, не соответствует народным воззрениям, где пастырем "небесных коров" (туч) является Велес или реже Предки, что также не противоречит функциям Велеса как персонификации Рода. 5. Окончание имен на "бог" совершенно не типично для Русских Богов. Если Ярило или Велес - Боги, то незачем лишний раз об этом упоминать, т.к. это и так понятно. Напротив, у христиан формулировка "Господь Бог" воспринимается абсолютно нормально. И снова всплывает параллель с христианством Даждьбога. 6. До наших дней этот культ совершенно не сохранился. Его нет ни в культуре, ни в языке. Все Русские Боги сохранились в виде христианских Святых или даже под своими именами в глухих местах России, где языческий быт не был нарушен. Праздники в честь Ярилы были отмечены даже в XVII веке, во времена сильного давления христианства на народную культуру, но не известно ничего подобного о Даждьбоге. Русский Народ бережно хранит родное. Даждьбог же известен сейчас только лишь по книгам, написанным христианами. 7. В древнерусских письменных источниках многократно встречается мужское имя Дажьбог и отчество от него — Дажьбогович (см.: Виноградова В. Л. О некоторых словах и выражениях... С. 149—150). Это свидетельствует о том, что этот культ христиане пытались внедрить в массы и крестили под этим именем детей. Аналогично было с эллинскими, римскими и иудейскими именами. Любой нерусский культ на Руси или нерусское имя у русского ребенка - это удар по культуре, это идеологическая атака против Русских Богов. Отношение древнерусских христиан к язычникам прекрасно известно по кровавому крещению Руси. А культ Дажьбога - это еще одна попытка исковеркать Русское Язычество. Для сторонников русскости этого культа, сии выводы явно неутешительны, но сие написано с рассчетом на тех, кому интересны Русские Боги, а не инородные. Замечу, что чуждость русским Даждьбога, ничуть не ущемляет Русское Язычество. Даждьбогу, попросту, нет в нем места, ибо в достатке и своих. Интерес к Даждьбогу может возникнуть лишь от приятия "славянской мифологии" у любителей старины, но никак не у язычников, для которых Язычество - это живая культура и традиция Русского Народа.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

Святогор: Владислав ,я в шоке...Мне даже сказать на эту ахинею нечего...Перемежать реальные факты с плодами собственной фантазии в такой пропорции можете только Вы.Снимаю шляпу.

Ладамир: Владислав пишет: - ЯРА-РА-АРий-АРес. Россия - основной наследник древнейшей индоевропейкой кул А как вы расшифруете слово крокодил ? Да это не реально крутро, я повторюсь. Идите к Велеславу в катакомбную общину дети Кали-Юги или к Хиневичу. Явно кому просто не чего делать - тот и расшифровывает слова. А кто-то на бредовых идеях таких расшифровщиков, прибыль и репутацию себе делает. На пример, тот же Задорнов.

Древослав: Задорнов всегда ищет повод посмеяться над кем-нибудь. Часто над русскими. И такого рода сумасшедшие, дают ему повод.




полная версия страницы